Наталья Денисова
Система познавательно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста. Программа «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Система познавательно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста при реализации комплексной образовательной программы «Теремок».
«Мир, окружающий ребёнка—это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Младшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать всё самим, удивляться неизведанному. Для детей раннего возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремятся узнавать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию. Так как познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно – манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая классификация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождаю игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентированных действий, опробирования возможностей любого нового материала.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности мы не только знакомим детей с природой, но и целенаправленно подводим детей к её пониманию. Развитие познавательного интереса мы осуществляем на занятиях, в играх, в общении, на прогулках. Познавательно - исследовательская деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира. В процессе исследования происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребёнка. В ходе исследований происходит активизация наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребёнка. Постановка вопросов, заставляющих ребёнка возвращаться к прошлому опыту способствует развитию памяти.
Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет разработана в ответ на вызовы времени, изменяющие отношение взрослых к миру детства.
Наш детский сад в настоящее время работает над реализацией инновационного проекта по STEAM образованию «СЛОН — современная лаборатория открытий и новаций», цель которого заключается в реализации инновационных образовательных проектов для воспитанников ДОУ. В рамках проекта создана развивающая предметно-пространственная среда и естественно — научный развивающий комплекс, который включает : метеостанцию, огород, теплицу, цветники, уголок леса. Инновационный проект «СЛОН» состоит из нескольких подпроектов, находящихся в стадии реализации, один из них «Натураша: выращивание овощей дошкольниками в теплице и на огороде». Данный проект направлен на реализацию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников всех возрастных групп.
С младшими группами мы начинаем работу с ознакомления малышей с овощами, их характерными признаками, классификаций.
Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг.
Для того чтобы исследования успешно осуществлялись в нашем детском саду создана соответствующая предметно-пространственная среда, методические пособия.
Основной формой ознакомления с овощами для детей раннего возраста являются занятия.
В образовательной программе «Теремок», технология экологического воспитания построена на использовании персонажей русских народных сказок. Сказочные герои знакомят детей с овощами, их характерными признаками, играют с детьми.
Полученные знания дети применяют в игре, экскурсиях на огород и теплицу.
Во время экскурсий малыши узнают, что овощи растут по- разному: одни в земле—репа, свёкла, морковь, лук, картофель, а другие растут на поверхности земли—огурцы, помидоры, кабачки, капуста.
Когда малыши познакомились с корнеплодами, мы их знакомим с технологией выращивания корнеплодов, на примере лука.
Основной вид деятельности у дошкольников является игра. Не вызывает сомнений, что игра—одно из важных средств познания окружающего мира и любимый детьми вид деятельности.
Дидактические игры обогащают опыт малышей, развивают их умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать овощи).
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным.
В работе по ознакомлению малышей с овощами мы используем следующие дидактические игры:
«Овощной магазин», «Чудесный мешочек», «Разрезные картинки», «Посади огород».
Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.
В сюжетно –ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире.
Малыши любят играть в сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Готовим обед для куклы», в этих играх дети применяют знания об овощах, полученные на занятия, экскурсиях на огород.
Свою работу по экологическому воспитанию мы проводим в тесном взаимодействии с родителями, мы производим анкетирование, родители принимают участие в работе на огороде.