Любовь Вымолова
Система коррекционной работы по профилактике нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вымолова Л. Б.
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема нарушения письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний.
Публикация «Система коррекционной работы по профилактике нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо в норме представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.
Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, рамматического строя, по устранению нарушений устной речи.
Специальные занятия по формированию психических процессов, участвующих в процессе письма, проводятся только в логопедических группах. Детские сады, имеющие в своем составе логопедические пункты или не имеющие в своем штате учителя-логопеда, лишены возможности подобной профилактической работы.
В общеразвивающих группах ДОУ воспитатели работают по типовым программам, часто не предполагающим занятий по развитию речи.
До настоящего времени проблема разработки коррекционной программы, позволяющей предупреждать нарушения чтения и письма, не ставилась, хотя стремление к ее реализации просматривается во многих исследованиях.
Нами была разработана система профилактики нарушений письма у старших дошкольников, не имеющих в анамнезе нарушений речи. В систему коррекционной работы входят следующие направления.
1. Формирование фонематических процессов:
- работа по развитию фонематического слуха;
- развитие слухового внимания; развитие фонематического восприятия; развитие фонематических представлений;
- развитие фонематического анализа.
2. Развитие оптико-пространственных функций, работа над развитием оптико-кинестетической организации движений:
работа по развитию ориентации в собственном теле;
- работа по развитию ориентации в трёхмерном пространстве;
- работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве.
3. Развитие языкового анализа и синтеза:
- анализа предложений на слова;
- слогового анализа и синтеза;
- фонематического анализа и синтеза.
4. Развитие грамматического строя речи, работа над развитием словоизменения и словообразования:
- употребление предложно-падежных конструкций; согласование существительного и прилагательного в роде и числе;
- дифференциация глаголов единственного и множественного числа в настоящем времени;
- дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;
- согласование существительного и глагола прошедшего времени в роде и числе.
5. Развитие зрительного гнозиса: знание букв;
- узнавание букв в сложных условиях («зашумлённых», изображённых пунктиром, недописанных, стилизованных, написанных зеркально);
- узнавание букв, наложенных друг на друга;
- узнавание сходных по начертанию букв;
- развитие способности реконструировать печатные буквы.
Работа по развитию фонематического восприятия и слуха проводится по двум направлениям:
1) развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, не нарушенных в произношении ребенка;
2) развитие навыка слухового самоконтроля. Различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой речи осуществляется через систему слуховых упражнений в определенной последовательности. Детям предлагается определить неправильное произношение:
а) звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных);
б) звуков в словах в различной позиции (звук в начале, конце, середине слова, без стечения и со стечением согласных);
в) звуков во фразах.
В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.
При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры - открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.
Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.). Предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:
1) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);
2) слоги без стечения согласных ( закрытые: ор, ыс, ах и т. д. ; открытые: ро, сы, ха и т. д.);
3) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);
4) слова без стечения согласных:
а) односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)
б) двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);
5) слова со стечением согласных:
а) двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);
б) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);
в) односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);
г) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);
д) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);
6) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.). Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации включает в себя:
работу по развитию ориентации в собственном теле (практическое осознание схемы собственного тела, освоение пространственных отношений между предметами и собственным телом, определение степени удалённости предмета от собственного тела, выполнение и самостоятельное построение пространственно организованных движений, использование соответствующих вербальных эквивалентов для обозначения пространственных понятий и ориентиров);
работу по развитию ориентации в трёхмерном пространстве (впереди, позади, далеко, близко, высоко, низко и др.);
- работу по развитию ориентации в двухмерном пространстве, т. е. ориентация на плоскости (вверху, внизу, выше, ниже, над, под, вертикально, горизонтально, построение последовательности фигур с учётом величины, изображение графического ряда из одинаковых и разных элементов, определение расстояния между изображёнными предметами).
Развитие языкового анализа и синтеза включает в себя:
1) анализ предложения на слова: определение количества, последовательности и места слов в предложении;
2) слоговой анализ и синтез: определение количества слогов в слове:
определение количества слогов в слове, названном логопедом;
- отбор картинок, в названии которых определённое количество слогов (картинки не называются);
- назвать слово, предложение, названное по слогам;
3) фонематический анализ:
- выделение звука на фоне слова;
- выделение первого звука из слова;
выделение последнего звука из слова;
определение места звука в слове (начало, середина, конец);
определение количества звуков в словах;
определение места звука по отношению к другим звукам слова;
4) фонематический синтез (назвать слитно слово, произнесённое с паузами после каждого звука);
5) фонематические представления:
придумывание слов, в которых есть определённый звук; придумывание слов, в которых 4 звука, 5 звуков;
отбор картинок, в названии которых определённое количество звуков. Развитие зрительного гнозиса включает в себя: выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве;
определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы;
ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание;
- найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре «Буква сломалась»; обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой;
узнавание букв в сложных условиях («зашумлённых», изображённых пунктиром, недописанных, стилизованных, написанных зеркально); узнавание букв наложенных друг на друга; узнавание сходных по начертанию букв;
- развитие способности реконструировать печатные буквы: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку;
придумывание слов на данную букву в определенной позиции (в начале, середине, конце слова);
- определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, X) палочек;
- конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
Развитие графомоторных навыков предусматривает различные графомоторные упражнения. Содержание графических упражнений разнообразно: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков).
Занятия объединены в три блока в соответствии со степенью сложности графических упражнений и уровнем точности их исполнения.
При выполнении графических упражнений I блока дети закрепляют умение держать карандаш (или фломастер) свободно, легко производить им движения в различных направлениях. Для формирования навыков
равномерного движения руки под контролем зрения используются упражнения на штриховку. Дети усваивают правила штриховки: не выходить за контур, наносить линии в одном направлении, соблюдать расстояние между ними (не более 0,3-0,5 см).
Упражняются дети и в рисовании изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые линии, замкнутые формы. Так, графическая игра «Дострой замок» тренирует руку малыша в проведении параллельных линий. При этом дети самостоятельно определяют направление линий и соответствующее им движение руки (сверху - вниз, слева - направо и т. д.).
Во II блоке происходит усложнение графических упражнений путем использования линий более сложной конфигурации, воспроизведения узоров по клеточкам, самостоятельного декориро-
вания предметных изображений предложенными элементами, в том числе элементами буквенных знаков. Дети упражняются в плавном, равномерном чередовании и изменении движений руки под контролем зрения.
III блок - дети закрепляют приемы расположения графических элементов на плоскости, упражняются в правильном определении направления линий и движений руки, четкой передаче конфигурации элементов узора с учетом ритма, симметрии.
Усложнение претерпевает и характер графических упражнений: от образных, конкретных изображений к условным (использование точек, штрихов, графем). Комбинируются петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы, создающие образы стилизованных цветов, веток, ягод.
Коррекционная работа по профилактике нарушений письма у детей старшего дошкольного возраста должна включать в себя следующие компоненты:
1. Диагностика: проведение тестов и анализ результатов для определения уровня нарушений и проблем в области письма.
2. Индивидуальный подход: разработка индивидуальных программ коррекции, учитывающих особенности каждого ребенка.
3. Занятия с логопедом: проведение специальных занятий с логопедом для развития навыков письма, коррекции ошибок и улучшения моторики рук.
4. Использование специализированных методик: применение различных методик и игр, направленных на развитие графомоторики, мелкой моторики рук и координации движений.
5. Работа с родителями : консультации с родителями по методам и приемам работы с ребенком дома, создание условий для практики и закрепления навыков.
6. Следящие занятия: регулярное отслеживание прогресса ребенка, корректировка программы в зависимости от достигнутых результатов.
Важно помнить, что успех коррекционной работы зависит от комплексного подхода, терпения и постоянства как со стороны специалистов, так и со стороны родителей и самого ребенка.
Подводя итоги экспериментальной работы в конце учебного года, мы отметили, что используя системный подход в обучении, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей развития каждого ребёнка, мы получили положительный результат.
Как показал опыт нашей работы, созданная нами система профилактики нарушений чтения и письма у детей 7-го года жизни является эффективной. Это видно по результатам обследования, проведённого в конце учебного года.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Письмо и чтение : трудности обучения и коррекция : учеб. пособие / под общ. ред. О. Б. Иншаковой. М. : Москов. психол. -соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. 240 с.
2. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учебно-метод. пособие. СПб. : ИД «МиМ», 1997. 286 с.
3. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: учеб. пособие. М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1997. 256 с.
4. Лалева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: учебно-метод. пособие. СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2001. 224 с.
5. Шаховская С. Н., Шостак Б. И. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий // Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. науч. тр. М. : Изд-во МГПИ, 1978. С. 4-16.
6. Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: мат-лы I Междунар. конф. Российской ассоциации дислексии. М. : Изд-во Москов. соц. -гуманит. ин-та, 2004. 296 с.
7. Буцыкина Т. П., Вартапетова Г. М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед, 2005. № 3.
8. Горбатова Е. В. Готовим руку к письму : графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. Мо-зырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005. 24 с.
9. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей : Из опыта работы : учеб. пособие. СПб. : Стройлеспечать, 1996. 64 с.
Г. Н. Кобякова