Галина Клюшина
Статья «Система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией»
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с тем, что в последние годы увеличивается число детей, страдающих алалией, то остро встает проблема коррекции речи таких детей. В 2011 - 2015 учебном году в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода была организована группа для детей с моторной алалией. В МДОУ детский сад комбинированного вида № 114 функционируют 2 группы компенсирующей направленности: группа для детей с диагнозом «заикание» и группа для детей с общим недоразвитием речи. Группу компенсирующей направленности для детей с диагнозом ОНР посещают 4 ребенка с моторной алалией, вследствие чего у педагогов возникла необходимость более глубокого изучения этого дефекта и поиска методов и приёмов коррекционной работы с данными детьми.
Публикация «Статья „Система коррекционной работы по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией“» размещена в разделах
Систематическая логопедическая работа была направлена на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению.
Значительную часть детей, страдающих моторной алалией, составляют дошкольники, имеющие первый уровень речевого развития (по Р. Е. Левиной). При относительно сформированной импрессивной речи (понимание слов и отношений между ними) их собственная (экспрессивная) речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний.
При моторной алалии патологический процесс сосредоточен преимущественно в левом полушарии. Ребенок овладевает в некоторой степени способностью различать звуки речи и улавливать их смысловые роли в языке. Но для того, чтобы он заговорил сам этого не достаточно. Необходима способность перешифровывать эти звучания в артикуляционные движения. Они могут быть приблизительными, недифференцированными, но именно артикуляционными (речевыми).
Для этого нужно, чтобы речевая продукция, воспринятая на слух, была перешифрованна в артикуляционные движения. Это возможно тогда, когда есть полноценные проводящие пути между сенсорной (височной) и моторной (премоторной и постцентральной) областями мозга. Таков механизм обусловливающий моторную алалию.
При алалии патогенетическим механизмом является невозможность или затрудненность связей между зонами мозга, принимающими участие в становлении речи [7], поэтому основные усилия должны быть направлены на то, чтобы активизировать работу проводящих волокон и образование необходимых ассоциативных связей. Это и легло в основу нашей работы с детьми.
Логопедическую работу при алалии следует начинать рано, как только замечено отставание ребенка в речевом развитии.
Нашей целью стало создание системы работы с детьми-алаликами, направленной на формирование межполушарных связей.
Для реализации данной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучение научно-методической литературы.
2. Создание центров по формированию межполушарных связей в логопедическом кабинете и группе.
3. Разработка перспективного планирования игр и упражнений в центрах по формированию межполушарных связей в соответствии с лексическими темами.
4. Обеспечение взаимодействия с педагогами МДОУ.
5. Создание единого образовательного пространства «детский сад – семья».
Свою работу мы как всегда начали с обследования детей.
Работа по формированию межполушарных связей строилась по следующим направлениям:
• создание предметно-развивающей среды;
• работа с детьми;
• взаимодействие с педагогами МДОУ;
• взаимодействие с родителями.
Приступая к работе по первому направлению, нашей задачей стало обогащение предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете и группе. Центры формирования межполушарных связей создавались с учетом того, что мозг человека активизируется стимуляцией базовых чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса) и вестибулярных рецепторов.
Для развития тактильных ощущений мелкой моторики рук, развития зрительных анализаторов в данных центрах мы подобрали следующее оборудование:
• сенсорная панель, на которой расположено множество интерактивных предметов, стимулирующих прикосновения к ним, действия с ними, исследования их поверхности, создавая опыт тактильных ощущений;
• набор полосок и предметов из материалов с разными тактильными поверхностями (различные виды тканей, бумаги, кожи, меха, обоев, поролона, дерева и т. д. ; гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т. п.);
• «Тактильное домино». Игральные «кости» особые, например: справа - наждачная бумага, слева - глянцевая поверхность; справа - бархатная бумага, слева - мех; справа - ребристая поверхность «в клеточку», слева - гладкая и т. п. ;
• «Игра с палочками» : комплект палочек разной длины (2 - 7 см, толщины и фактуры;
• сухие бассейны с различными видами круп;
• счеты, бусы, шнуровки, кнопки, массажные дощечки, пуговицы, ленты и веревочки для завязывания бантов;
• принадлежности для вышивания, плетения, вязания;
• разноцветные резинки для натягивания на предметы, пальцы рук;
• бельевые прищепки; вата (для щипания, растягивания, скатывания);
• тренажер по плетению косичек;
• пластиковые бутылки с разными диаметрами горлышка (для проталкивания разного материала); баночки с завинчивающими крышками;
• мячи разного диаметра для захватывания; эспандеры;
• стол для игр с песком и водой.
Также игры и оборудование по формированию межполушарных связей с целью систематизации работы были размещены и в другие «центры» группы.
В центре двигательной активности у нас находится оборудование для развития общей моторики : ребристый мостик, балансировочная дорожка, напольные сенсорные коврики, малый сухой бассейн.
В центре продуктивной деятельности: мольберты двухсторонние для рисования мелом и фланелеграф, карандаши, краски, наборы фломастеров и маркеров, сангина, карандаши угольные и восковые, наборы пластилина, лекала и трафареты, ножницы, цветная бумага и картон, цветные нитки, бросовый материал (баночки, коробочки, леска, палочки, проволока и т. д., природный материал (шишки, желуди, семена, крупы, листья деревьев, сухоцветы и т. д.).
С целью обеспечения системного подхода, разрабатывая перспективное планирование, нами был подобран ряд методических приемов на формирование межполушарных связей у детей с моторной алалией :
1. динамические упражнения;
2. «гимнастика мозга»;
3. «глобальное чтение»;
4. пальчиковые игры с речевым сопровождением;
5. игра «Ладушки» с различными усложнениями;
6. развитие тактильной памяти;
7. графические упражнения; работа в тетради в клеточку; графические диктанты;
8. вязание;
9. пространственные схемы и диктанты и другие.
Наиболее эффективными в работе по формированию межполушарных связей у детей с моторной алалией мы считаем :
I. Динамические упражнения.
Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми движениями. Развитие динамической координации артикуляторных движений осуществлялось в сериях движений, выполняющихся последовательно и одновременно.
Данная система работы позволила нам сформировать межполушарные связи, что ускорило процесс компенсации тяжелого нарушения речи, такого как моторная алалия.