dapiy ihenko
Анализ образовательных программ по сенсорному развитию детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно Федеральному Государственному Образовательному стандарту, сенсорное воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие» и направлено на достижение целей развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Публикация «Анализ образовательных программ по сенсорному развитию детей раннего возраста» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
При обзоре образовательных программ мы рассмотрим одну из задач данной образовательной области познавательное развитие – это сенсорное развитие.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста, а точнее 2 – 3 лет – это прежде всего, развитие восприятия ребё нка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
Выполним обзор образовательных программ, которые переработаны по ФГОС ДО:
- «От рождения до школы» авторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева;
- «Детство» авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова;
- «Радуга» авторы Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон.
В образовательной программе «От рождения до школы» авторы ставят определенные задачи для обучения детей 2 -3 лет – это :
- обогащение непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности;
- помогать им, обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму;
- побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.
- формировать умение называть свойства предметов.
- учить группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам : величине, форме, цвету;
• - обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.
Таким образом, программа «От рождения до школы» обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса сенсорного воспитания детей раннего возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
Рассмотрим содержание образовательной программы «Детство» авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова. Новая программа разработана в соответствии с ФГОС и в неё входит раннее детство, от рождения до трёх лет. В разделе представлены следующие задачи:
- Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом.
- Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развитии разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
- Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.
- Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов — названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше) .
Итак, в данной программе поддерживается идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательного процесса.
В программе «Детство» чётко поставлены цели и задачи по сенсорному развитию ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Для рассмотрения возьмем также программу «Радуга» авторы Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон. Данная программа проводит работу, с детьми начиная с первой младшей группы (возраст 2-3 года). Авторы ставят определенные задачи перед педагогами, это:
- способствовать своевременному интеллектуальному развитию ребенка;
- создавать сменяющуюся разнообразную предметную развивающую среду, включая дидактические игрушки и предметы для развития сенсорики;
- обеспечивать условия для сенсорного развития ребенка.
Итак, задачи в программе по сенсорному воспитанию представлены в обобщенном виде, что затрудняет их восприятие и требует дополнительного изучения соответствующей методической литературы. Вместе с тем, прослеживается система в работе, взаимосвязь разных видов детской деятельности при решении поставленных задач, направленность программы на психическое развитие ребенка.
Таким образом, авторы образовательных программ в каждом возрасте ставят свои задачи перед сенсорным воспитанием, которые предусматривают усложнения, опираясь на возрастные особенности ребёнка. Ребенка, посещающего дошкольное учреждение, необходимо побуждать к таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определить форму или цвет, зависит результат его деятельности. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности аппликации и рисовании и в играх с водой и песком.
Сенсорное воспитание, его цели и задачи, а также методическое обеспечение широко представлены и раскрыты в каждой из трёх программ. А то, как будут использовать в своей работе эти рекомендации будет зависеть от профессиональности педагогов их стремлению к качественному образовательному процессу в ДО.