Ольга Сарайкина
Система патриотического воспитания дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что потребовало модернизации российского образования.
Темочки:
Патриотическое воспитание дошкольников — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и к родной стране, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Возрождение патриотического воспитания как основной части духовно-нравственного - это шаг к возрождению России.
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Вся деятельность педагогов основана соответствие возрасту разных формах образовательной работы с дошкольниками : экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной город, в нем непременно находит отражение то, что типично для всей страны: люди работают на заводах, стройках, в разных учреждениях, в магазинах; в родном городе соблюдаются народные традиции; проявляют заботу о детях; в родном городе могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают; люди должны беречь и охранять природу, каждый человек должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного края. Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из истории города, рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.
На занятиях дети получают знания о своей республике, о своем городе, о событиях, происходящих в нем. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы. Эмоциональная атмосфера играет большую роль в воспитании чувств детей. Многое зависит от того, как педагог прочитает рассказ, стихи, какими словами, с какой интонацией расскажет о городе, в котором они живут. Искренность чувств взрослого непременно передается и его воспитанникам.
Нужны ли народные традиции в образовании детей?
Что такое человек, откуда он пришёл, почему в июне солнце светит так, а в декабре иначе, почему гремит гром – многие из этих вопросов нельзя считать до конца решёнными…Сегодня в век компьютеров, интернета, полётов в космос трудно представить себе, что деды и прадеды рождались, жили и умирали с первого до последнего дня своей жизни окружённые, как мы сейчас сказали бы, особым культурным полем. Суть всего этого составляет – народные традиции. Да, необходимо знакомить детей с образцами национальной культуры своего народа.
Песенный и танцевальный, эпический фольклор, образцы прикладного искусства оказывают развивающее воздействие. В любых фольклорных произведениях высвечивается природа, образ жизни, душа народа. Песни, стихи, поговорки, обряды, народные празднования – всё это
окружало человека с тех самых пор, как появилась речь. Люди знали и соблюдали Божьи Заповеди: что хорошо, что плохо, чего боятся, чему радоваться – на всё это народная мудрость давала ответы. И именно это способствует раннему приобщению ребёнка к национальной культуре, к познанию окружающего мира. Уважение к культуре каждой нации, входящей в многонациональную семью народов России, - важнейший принцип жизни российского общества. Сохранение национальных традиций, культурных ценностей, возможность говорить и читать на родном языке – священное право каждой нации.
В каком же направлении следует начинать работу? Во-первых, с оформления группы элементами прикладного искусства; во-вторых, с обязательного знакомства воспитанников с геральдикой Республики Мордовия; в-третьих, в целях интернационального воспитания сочетать знакомство с национальной культурой, культурой других народов проживающих в республике; в-четвёртых, систему непрерывного образования педагогических кадров ввести обязательное изучение родной истории и культуры; в-пятых, каждый педагог, занимающийся этой работой должен организовать выставки-передвижки, освещающие вопросы национальной культуры и истории. Постоянно обогащать эти экспозиции. Сохранение национальной культуры для будущего поколения Мордовии – дело государственной важности, потому что, нет на земле великих или малых народов, есть многочисленные и малочисленные; они стали такими или другими в силу различных, не зависящих от них обстоятельств, управление которыми приходит лишь с социальной новизной. В гуманистическое время развития мира, общечеловеческая ценность малочисленных народов будет всё время возрастать, потому что, каждый из них несё т в будущее земли людей драгоценные шифры тысячелетий: открываются детские сердца. язык, обычаи, навыки своих предков, неповторимый психологический склад. Как ценно, когда дети могут общаться и работать с мастерами, получать ремесло из их рук. Именно такому педагогу, хранителю традиций, обычаев охотно идущему к детям, занимающему активную жизненную позицию.
Знакомя детей с той местностью, где они живут, педагог обращает внимание на исторический памятники и достопримечательности, находящиеся в родном городе.
Воспитатель рассказывает, почему здесь поставлен этот памятник, какому событию или человеку он посвящен. Очень важно, чтобы дети знали, чем знаменит их родной город, кто из великих людей здесь жил, какие боевые и трудовые подвиги совершены на этой земле.
Региональные понятия дети легче усваивают во время проведения следующих дидактических игр и упражнений:
«Россия – страна,а Мордовия, а Ковылкино?», «в Москве живут москвичи,а в Мордовии, а в Ковылкино?» и так далее.
При проведении данной работы используется большой наглядный материал: картины, фотографии, иллюстрации.
Экскурсии к памятным местам, встречи и беседы с известными людьми города способствуют возникновению у детей чувства гордости за свой край, приобщают их к жизни взрослых.
Надо ли объяснять, какую воспитательную роль играет это мероприятие в нравственном воспитании детей : безусловно нет. Дети интересуются событиями, которые происходят не только в родном городе, но и во всей стране, обсуждают некоторые из них со сверстниками, задают взрослым многочисленные вопросы. Воспитателю нужно быть готовым ответить на них. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность. Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. Всем хорошо известно, что Родина начинается с родного дома, улицы. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам – задача, которая вполне по плечу любой семье. Дошкольнику интересно и полезно побывать в местной картинной галерее, на выставке, в музее. Такое посещение должно стать для ребенка событием, праздником. На одной из консультаций предлагаем родителям тематику прогулок по родному городу: посетить исторические места, памятники, стадион и так далее. Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным человеком. Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, школы, а затем и всей страны. Общественная направленность поступков становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма.