Анна Григорьева
Консультация «Симптоматика. Виды заикания»
▼ Скачать + Заказать документы
Симптоматика, виды заикания.
Впервые наиболее полно симптоматика (внешние признаки) заикания была представлена в работе И. А. Сикорского "Заикание" (1889). Проявления заикания у лиц в разные возрастные периоды изучали М. Е. Хватцев, М. Зееман, В. А. Гиляровский, Н. П. Тяпугин, С. С. Ляпидевский и многие другие.
Заикание представляет собой нарушение ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением ее коммуникативной функции.
Публикация «Консультация „Симптоматика, Виды заикания“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Основным внешним признаком (симптомом) заикания являются возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее форма заикания.
По типу судорог, периодически возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три вида заикания :
I) клоническое;
2) тоническое;
3) смешанное.
Наиболее ранняя и легкая - клоническая, при которой повторяются звуки или слоги (к-к-к-кошка, б-б-б-бабушка, со-ба-ба-бака). Со временем она нередко переходит в более тяжелую форму -тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки в начале и в середине слова (к. нижка, каранд. аш). Встречается и смешанный вид: клонотонический или тоноклонический (по преобладающему характеру судорог)
Выделяют три формы нарушения дыхания при заикании : экспираторная (судорожный выдох, инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием) и респираторная (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом слова).
Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом: смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться- голос внезапно прерывается, или же образуется клиническая или затяжная судорога - получается блеющий прерывающийся (А-а-аня) или толчкообразный гласный звук (а-а-а); размыкательная (голосовая щель остается открытой - при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь); вокальная, свойственная детям (протягивают гласные в словах, впервые выделена И. А. Сикорским.
В артикуляционном аппарате различаются судороги - губные, язычные и мягкого неба. Чаще и резче они проявляются при произношении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т, д, реже и менее напряженно - щелевых.
По степени проявления заикание бывает слабым, средним и сильным. Четких критериев для различения степени заикания нет. В практике, как правило, заикание считается слабым, если оно едва заметно и не мешает речевому общению. Сильным считается заикание, при котором в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным.
Одновременно с нарушением речевого ритма у значительного числа заикающихся нарушается и общая моторика - движения становятся аритмичными, неловкими, затрудняется моторика движений. Многие дети не могут прыгать, бегать, ловить мяч, одновременно говорить и делать ритмичные движения. Некоторые исследователи указывают на связь заикания с амбидекотрией (леворукостью).
Затруднение в области речевой моторики иногда сопровождается первичными и вторичными сопутствующими движениями. Под первичными сопутствующими движениями понимают движения лицевых мышц, так например, раздувание крыльев носа (симптом крыльев носа). Вторичными сопутствующими движениями являются различные некоординированные движения туловища и конечностей, сопровождающие речевые затруднения. Некоторые заикающиеся отбрасывают голову назад, другие топают ногой, машут рукой и т. п.
Углубленное изучение развития речи у ребенка в аспекте ее коммуникативной функции показало» что речь развивается ступенеобразно. У заикающихся детей коммуникативная функция нарушена, и заикание чаще всего возникает в тех случаях, когда требования к речи ребенка предъявлены без учета его речевых возможностей. K.-P.Becker, Suhrweir установили, что интеллектуальное развитие заикающихся дошкольников не отличается от обычного уровня, но их речевой недостаток при определенных ситуациях мешает коммуникативной деятельности и отрицательно влияет на полноту ис-пользования имеющихся интеллектуальных возможностей.
Современное представление заикания о механизме заикания связано с выделением невротических и неврозоподобных форм эволюционного заикания (Ковалев В. В. и др. ; Асотиани Н. М. и др.) (2).
У детей с невротическим заиканием наблюдаются невротические расстройства различной степени выраженности (трудность засыпания, пугливость, раздражительность, капризность и т. д.). У этих детей фразовая речь формируется к 1,5 годам, словарный запас интенсивно пополняется в течение 2-3 мес., при этом формируется ускоренный темп речи с недоговариванием слов, предложений, пропусками предлогов. Отличается косноязычие (дислалия). С возрастом заикание усложняется речевыми уловками, эмболофразиями, сопутствующими движениями и нарастающей речевой робостью.
Неврозоподобное заикание имеет постепенное начало и нередко отмечается с момента становления фразовой речи. Для этих больных характерен полиморфизм как психических, так и речевых нарушений - наличие заикания, косноязычия, быстроговорения, недостаточной модуляции голоса и т. п., при этом отмечается склонность к большей судорожной готовности и большей выраженности гиперкинезов и сопутствующих речи движений. У таких детей более позднее развитие речи и общей моторики, а также наличие признаков нарушения психической деятельности в детском возрасте. Их поведение характеризуется либо общей двигательной и психической расторможенностью и склонностью к немотивированным расстройствам настроения, либо вялостью, пассивностью и однообразием в поведении. Страх речи их мало беспокоит.
В грудном возрасте дети отличаются беспокойством, крикливостью, наблюдается нарушение сна; физическое развитие в норме, но отмечается плохая координация движений, дети испытывают трудности при выполнении мелких и точных движений, отличаются моторной неловкостью. Первые слова появляются у них после года, фразовая речь формируется к 2-2,5 годам, словарный запас пополняется медленно. Построение фраз бывает аграмматичным. Эти дети быстро утомляются, отвлекаются, отмечается задержка в развитии навыков опрятности.
Неврозоподобное заикание появляется исподволь, постепенно, в возрасте 3 лет на высоте формирования фразовой речи. Оно развивается не сразу, начинаясь с легкого клонического заикания, и в течение нескольких месяцев приобретает тяжелый тоноклонический характер. Проявляется почти во всех видах речи, сопровождается многочисленными сопутствующими движениями.
Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают разное содержание: особое свойство внимания (устойчивое, застревающее, навязчивое, концентрированное, осознание дефекта, представление о нем, разное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх).
Опираясь на, опыт работы с заикающимися разного возраста и общие принципы системного подхода в психологии (Л. С. Выготский, Рубинштейн С. Я., Лурия А. Р., Ломов Б. Ф., Эльконин Д. Б. и др.) выделяют три группы заикающихся, фиксирующихся на дефекте.
Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта, либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь; какие-либо попытки к преодолению дефекта.
Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.
Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживания по поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Чаще подростки концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями.
Различают три степени заикания : легкая - заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта; средняя - в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоциональном состоянии - сильное заикание; тяжелая - заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.
Выделяют следующие типы течения заикания : постоянный - заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи;
волнообразный - заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает; рецидивирующий - исчезнув, заикание появляется вновь, т. е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинки речи.
Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и др. Количество заикающихся дошкольников составляет 1,4 % (по Беккер, 2 % (по Хватцеву); заикающихся младших школьников 1,6 % (по Соваку).
Таким образом, анализ изученной литературы дает основание полагать, что заикание надо рассматривать в большинстве случаев как следствие или результат нарушений в деятельности ЦНС, которые могут быть органического или функционального происхождения по своей природе, могут быть следствием социальных и педагогических ошибок, и требуют дифференцированных методов воздействия.