Евдокия Чаптыкова
Сидим дома с пользой. Рекомендации для родителей. Мышление — процесс обобщенного познания окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые упражнения для развития мышления дошкольников
Мышление - процесс обобщенного познания окружающего мира. Развитие и коррекция мышления ребенка – одна из самых важных и сложных психолого – педагогических проблем. Мышление – это основа обучения, потому и развитие различных видов мышления традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности.
1. Упражнение «Сравнение предметов»
Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:
1) МУХА И БАБОЧКА
2) ДОМ И ИЗБУШКА
3) СТОЛ И СТУЛЬЯ
4) КНИГА И ТЕТРАДЬ
Публикация «Сидим дома с пользой, Рекомендации для родителей, Мышление — процесс обобщенного познания окружающего мира» размещена в разделах
5) ВОДА И МОЛОКО
6) ТОПОР И МОЛОТОК
7) ПИАНИНО И СКРИПКА
8) ШАЛОСТЬ И ДРАКА
9) ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ
10) ГОРОД И ДЕРЕВНЯ
Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы «Ты видел муху? А бабочку?» После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагается их сравнить. Снова задайте вопросы: «Чем похожи муха и бабочка? А чем отличаются друг от друга?»
Проанализируйте ответы ребенка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?
Ребенок 6-7 лет должен правильно произносить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае, а по главным признакам.
2. Упражнение: «Угадай слово»
Предложите ребенку поиграть в такую игру : вы будете начинать слово произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По…» - так вы начинаете игру.
Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.
Например, по - лет, по - кой, по - лотенце, и т. д.
3. Упражнение «Найди лишнее слово»
Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».
1. СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ.
2. ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.
3. ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША.
4. МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.
5. ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА.
6. ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.
7. ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА.
8. МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.
9. БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.
10. КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН.
4. Упражнение «Найди лишнюю картинку»
Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая – лишняя.
Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»
Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.
Если вы видите, что ребенку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребенка игровой формой задания.
Пример:
1) хлеб, батон, булочка, ананас;
2) утка, петух, индюк, ворона.
5. Упражнение "Подумай и ответь"
Предложите ребенку называть, как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
1) Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина)
2) Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей,)
3) Назови слова, обозначающие зверей.
4) Назови слова, обозначающие домашних животных.
5) Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
6) Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.
7) Назови слова, обозначающие водный транспорт.
8) Назови слова, относящиеся к искусству.
9) Назови слова, обозначающие овощи.
10) Назови слова, обозначающие фрукты.
6. Упражнение «Как это можно использовать»
Предложите ребенку найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета:
Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет – такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку, и т. д.
7. Упражнение «Говори наоборот»
Предложите ребенку игру: «Я буду говорить, слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой – маленький». Можно использовать следующие пары слов :
ВЕСЕЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ
БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ
КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ
ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ
ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ
УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ
ТРУДОЛЮБИВЫЙ – ЛЕНИВЫЙ
ТЯЖЕЛЫЙ – ЛЕГКИЙ
ТРУСЛИВЫЙ – ХРАБРЫЙ
БЕЛЫЙ – ЧЕРНЫЙ
ТВЕРДЫЙ – МЯГКИЙ
ШЕРШАВЫЙ – ГЛАДКИЙ
и т. д.