Елена Агапова
Консультация «Плюсы и минусы дистанционного обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
Школьники «на удаленке» стали больше уставать, а педагоги — работать: взгляд управленца, ученого, логопеда
Мы давно и стремительно двигалась в направлении цифровизации. Давайте подведем итог недельного вынужденного эксперимента по массовому внедрению дистанционного образования в школах России.
Выражаю полное согласие с опубликованными результатами опроса (2695 школьников от 13 до 18 лет, проведенного специалистами проекта ОНФ «Равные возможности – детям» и Фонда «Национальные ресурсы образования». Итак: 77% школьников считают, что увеличился объем домашних заданий, 49% - стали больше уставать, 65% - считают, что понимать и запоминать новый материал в дистанционном формате гораздо сложнее.
Публикация «Консультация „Плюсы и минусы дистанционного обучения“» размещена в разделах
А что происходит, когда на дистанционное обучение переводится начальная школа? Учителю необходимо учитывать, что в таком формате наибольшая ответственность за продуктивность работы возлагается на уровень мотивации, самоконтроля и ответственности обучающихся. Готовы ли к этому дети 7-10 лет? А родители? Не секрет, педагоги и родители отмечают, что мотивация к обучению снижается с каждым годом. Сформированная выученная беспомощность, категорический отказ детей от занятий дома, многочасовое выполнение заданий, конфликты в семье -весьма распространенные явления даже в условиях традиционного обучения. А что сейчас? Судя по домашним заданиям, которые размещаются родителями в сети, многие педагоги формально перевели традиционную систему представления учебного материала в электронный вид. Возможно, что не все они знают, как адаптировать информацию и способ ее подачи к особенностям восприятия детьми начальной школы.
А кто учитывает рост трудозатрат и для педагога, и для ребенка, и для родителя? К тому же, в дистанционном формате крайне ограничены возможности для педагогической импровизации, помощи, поддержки, похвалы, «сводя на нет» все усилия участников образовательного процесса. Как правило, не помогает и визуализация. Учителя начальной школы отмечают низкую мотивацию детей работать в режиме Skype, их частую отвлекаемость, потерю нити хода урока, нарушение темпа занятия.
Мне кажется, что в таких условиях нужно очень грамотно дозировать нагрузку. Провести ревизию содержания предметов и понять, что без особого ущерба можно «перенести» для изучения на другой период, а от чего нельзя отказаться. Нельзя отказаться от формирования главных навыков - чтения и письма как основы дальнейшего обучения и причин успеха / неуспех ребенка. Помните, совет «Плохо пишет – пишите больше, не любит читать – читайте больше» не работает.