Ирина Суси
Программа «Мамина умничка» в школе раннего развития
▼ Скачать + Заказать документы
Суси Ирина Леонидовна, учитель-логопед,
Фарисеева Наталья Алексеевна, педагог-психолог,
Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
Петрозаводского городского округа
«Детский сад компенсирующего вида №108 «Снежинка»
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов. Наше дошкольное образовательное учреждение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, соответственно они в большей степени нуждаются в принятии их индивидуальных особенностей, а также особом внимании к себе со стороны взрослых, как педагогов, так и родителей. Благодаря динамичному способу объединения специалистов в нашем детском саду, нами (учителем – логопедом и педагогом – психологом) была разработана программа Школы раннего развития «Мамина умничка», целью которой является оказание комплексной психолого-логопедической помощи, направленной на коррекцию речи и поддержку эмоционального благополучия детей с ОВЗ раннего и младшего дошкольного возраста (2 – 4 года). С детьми проводятся групповые занятия. Численность группы не более 5 – 6 детей, по желанию присутствуют родители. Продолжительность занятий 25 – 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май.
Публикация «Программа „Мамина умничка“ в школе раннего развития» размещена в разделах
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого внимания со стороны педагогов, так как внимание у таких детей непроизвольное, неустойчивое, эти дети моторно неловки, у них плохо развита координация движений, наблюдается неполное понимание речи взрослых, речевой негативизм. В такой ситуации взрослым нужно объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития подражательной речевой деятельности, расширения объема понимания речи. Этими фактами определяется необходимость ранней развивающей психолого-логопедической работы с детьми.
Важность развития ребенка в любом возрасте трудно переоценить, именно поэтому очень большую роль в развитии ребенка могут играть близкие ему люди, которые помогут ребенку гармонично развиваться, создадут психологический и физический комфорт для его успешного роста, поэтому разработанная нами программа может реализовываться и в совместной работе родителей и детей.
Развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста по данной программе включает в себя следующие задачи: - обеспечивать достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции детей; - формировать коммуникативные навыки и умения; - развивать двигательные функции; - развивать сенсорно-перцептивную, предметную деятельности; - развивать речь; - развивать высшие психические функции у детей.
В программе используются элементы игротерапии, куклотерапии, музыкотерапии, цветотерапии, песочной терапии. Применение групповой формы работы способствует обучению детей отношениям друг с другом и с взрослыми.
Для достижения поставленной цели и задач нашей работы мы использовали различные средства, методы и приемы, такие как: артикуляционные разминки, пальчиковые игры; дидактические игры и упражнения; загадки; рассматривание сюжетных картинок; рассказывание, беседы с детьми; логосказки; заучивание стихотворений; релаксационные упражнения; игры и упражнения с использованием песка, рисование на песочных столах; словесные и подвижные игры и упражнения; комплекс упражнений «Полоса препятствий», направленный на развитие основных физических движений; средства ИКТ и др. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого занятия и частотой смены видов деятельности.
Занятия построены с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей по принципу от простого к сложному и проводятся ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны детям. Переходы от одной части к другой на каждом занятии быстрые, органичные.
Все занятия построены по следующему алгоритму:
1. Приветствие.
Приветствие начинается всегда одинаково, как своеобразный ритуал – приветственная песенка. Это позволяет детям настроиться на совместную деятельность, войти в «рабочее» состояние.
2. Основная часть.
В нее входят упражнения, игры, обсуждения, направленные на развитие познавательной сферы детей, активизацию речи.
В качестве примера хотим привести один из наших приемов. Для того чтобы наш язычок научился хорошо говорить, мы приглашаем на свои занятия Бегемотика Мотю из страны Сообразилии, который прилетает к нам на волшебном лифте. С помощью Моти выполняются различные упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика, песенки - звуковички, и пальчиковые игры.
Чтобы ребята не устали мы проводим физкультминутки с использованием детских стишков и песен, хороводные танцы, «полосу препятствий». На своих занятиях мы используем музыку и песни Сергея и Екатерины Железновых, а также других детских авторов - исполнителей. Заканчивается основная часть продуктивной деятельностью детей: рисование, лепка, конструирование или аппликация. Данный вид деятельности носит не только развивающий характер, но также помогает ребенку вспомнить, что было на занятии и унести результат своего собственного труда домой. В своей работе мы также используем песочные столы, часть заданий предлагаем детям для выполнения с использованием средств ИКТ.
3. Прощание.
Завершается образовательная деятельность тоже одинаково – релаксация под спокойную музыку, лежа на полу, на коврике, в затемненной комнате с использованием звездного шара, в конце стих - прощание: «Отдохнули, поиграли. И совсем мы не устали».
Подводя итог, следует сказать, что представленная выше программа оказания необходимой ранней комплексной психолого-педагогической помощи для большинства детей с ОВЗ является стартовой площадкой для дальнейшей образовательной деятельности в дошкольном возрасте и на школьной ступени обучения.
Рекомендуемая литература:
1. Постоева Л. Д., Мартыненко Л. А. Играй, слушай, познавай! Программа психолого – логопедических занятий для детей 3 – 4 лет. СПб. 2010.
2. Доронова Т. Н., Ерофеева Т. И. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. М. : Обруч, 2010.
3. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3– 4 лет. М. 2008.
4. Краузе Е. Н. Логопедия. СПб. : Корона, 2003.