Светлана Малахатка
Школа начинающего педагога как эффективная форма повышения профмастерства педагогов ДОУ в условиях в ведения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Школа начинающего педагога как одно из эффективных форм повышения квалификации и
профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях в ведения ФГОС ДОУ.
Малахатка Светлана Викторовна педагог-психолог
МАДОУ «ЦРР-детский сад №39»
г. Петропавловск-Камчатский.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о повышении педагогической квалификации и профессионального мастерства начинающих педагогов в условиях в ведения ФГОС и представлен опыт работы «Школы педагогического мастерства» как одна из форм работы с молодыми кадрами по повышению профессиональной компетентности.
Публикация «Школа начинающего педагога как эффективная форма повышения профмастерства педагогов ДОУ в условиях в ведения ФГОС» размещена в разделах
Ключевые слова. Педагогическое мастерство, круглый стол, семинар-практикум, мозговой штурм, деловая игра, мастер-класс, дискуссия, консультация.
Наш педагогический коллектив пополняется молодыми кадрами. В свою очередь, мы считаем, необходимым помочь начинающему педагогу организовать педагогический процесс так что бы процесс был направлен на личностное развития каждого воспитанника, с учетом его индивидуальных способностей, интересов и склонностей. А результатом такого педагогического процесса, должно явиться становление индивидуальной, авторской, высоко эффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладевает умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе своего анализа моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.
Поэтому на сегодняшний день мы считаем актуальной проблему в поддержки начинающих педагогов и формирования у них интереса к педагогической деятельности и для его личностного и профессионального развития нами создана «Школа педагогического мастерства».
Цель работы школы : содействовать повышению профессиональной компетентности молодых педагогов.
Задачи:
содействие начинающим педагогам в приобретении знаний, умений необходимых в
образовательной деятельности.
обеспечение реализации потребности начинающих педагогов на повышение своей
профессиональной квалификации.
Обеспечение информационного пространства для самостоятельного овладения
профессиональными знаниями.
Занятия проводятся один раз в месяц, в первую неделю месяца. Для эффективности работы применяем разнообразные формы работы.
На первом этапе в работе с молодыми педагогами применяем диагностический метод, с целью изучения личностной сферы, выявления используемых моделей взаимодействия воспитателя с детьми и определение тем по которым молодой педагог испытывает затруднение.
Второй этап направлен на оказание помощи в профессиональном совершенствовании педагогов и коррекции затруднений в педагогической деятельности. На этом этапе используем активные формы работы : Круглый стол - за которым обсуждали вопросы об основополагающих факторах, условий совершенствования профессиональной компетентности, а также роль педагогической культуры и педагогического опыта в профессиональной компетентности. По окончании обсуждения педагогам предлагается собрать робота-идеального педагога и робота – педагога сегодняшнего (по методике Т. Ушакова «Роботы» метафорические карты). С помощью этого упражнения педагог более наглядно определяет для себя какие качества он бы хотел развивать для усовершенствования своего профессионализма. Озвучив эти качества, для педагога складывается четкая область его развития. А для педагога-психолога это является направлением для дальнейшего взаимодействия.
В работе «Школа педагогического мастерства» применяем и семинар-практикум по теме «Организация взаимодействия с семьей».
Цель: Поиск эффективных форм взаимодействия и выработка стратегии социального партнерства с семьями воспитанников.
Этот семинар проходит в два этапа: на первом этапе молодые педагоги посещают мероприятие, которое проводит опытный педагог с родителями. Например: Молодые педагоги посетили семинар по обучению родителей методу личностно-ориентированного общения с дошкольником, который проводился в виде вечера игр. По окончании вечера задача молодого педагога подготовить рекомендации о направлениях индивидуального общения с ребенком, которые он дал бы родителям. Свои рекомендации, молодой педагог, озвучивает во второй части семинара-практикума, в которую входят следующие формы работ :
«Мозговой штурм», Деловая игра.
Используя форму работы «Мозговой штурм», предлагаем педагогам назвать «Основные аспекты взаимодействия с родителями», «Построить алгоритм доверительного общения с родителями», «Определить логическую последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с родителями».
Деловая игра (работа в малых группах)
Задание: «По высказываниям родителей сформулировать тему мероприятия и выбрать форму ее проведения»
• 1 группа – «Какие могут трудности в воспитании маленького ребенка? Провинился – знает свое место – угол…»
• 2 группа - Что же делать, чтобы ребенок не болел? Простуды замучили…»
• 3 группа – Так много в доме игрушек, но ребенок почему- то не играет,
только нытьем изводит…»
По окончании семинара-практикума педагоги наставники делятся своим опытом работы с родителями по организации совместных праздников, тематических вечеров, творческих выставок. Указывая, в том числе и на более сложные стороны работы и способы их решения.
В практике часто встречаемся с нерешительностью педагога (они не решаются выступить с предложением среди опытных педагогов, боясь, что его идея будет отвергнутой, не решаются обратиться с просьбой или рекомендациями к родителям, боясь выглядеть в глазах родителей не компетентным либо получить отказ). Поэтому, нами были подобраны тренинги, на которых отрабатывались навыки уверенного поведения и умение привлечь к себе внимание своего оппонента вербальными и не вербальными способами общения. Например: отрабатывая умение захватить инициативу в диалоге и направить диалог в нужное русло использую упражнение когда один начинает разговор, второй должен подхватить разговор, но при этом переключить собеседника на свою тему. Давайте попробуем выполнить одно из упражнений на развитие уверенного поведения, умения брать на себя ответственность даже при недостатке информации, развитию взаимопонимания и наблюдательности «Движение по одному». Разместитесь произвольно в пространстве, после чего они по моей команде начинаете последовательно перемещаться в произвольном направлении, придерживаясь следующих правил: В каждый момент времени может перемещаться только один участник. Если начали движение двое или больше участников одновременно, упражнение считается невыполненным и начинается сначала. Любой участник может находиться в движении не больше 5 секунд подряд, потом должен остановиться. Один человек может двигаться и несколько раз за раунд, но не подряд. Моменты, когда никто не перемещается, тоже могут быть не больше 5 секунд. Если за этот промежуток времени никто не начинает двигаться, это считается проигрышем и упражнение начинается сначала. Вам следует проработать, не нарушая этих правил, минимум 2 минуты
Обсуждение: -Чем вы руководствовались, когда принимали решение о том, чтобы начать движение? -В связи с чем некоторые люди были готовы брать на себя ответственность и действовать активно, а некоторые (такие есть практически в любой группе) приняли пассивную позицию и вообще не двигались? -Когда в жизни возникают подобные этому упражнению ситуации, в которых взятие на себя ответственности и переход к активным действиям создают риск проигрыша, но если ответственность не берет никто – проигрыш обеспечен?
МАСТЕР-КЛАСС
Запланированные мастер-классы в этом году не затрагивают непосредственную образовательную деятельность. Так как хотим показать молодым педагогам, что образовательный процесс проходит ежеминутно, а они являются квалицированными специалистами и тем самым развеять миф у родителей, что педагог пастух постоянно находящийся в телефоне.
Мастер-классы направленны на: игровую деятельность; продуктивную деятельность (как индивидуальную форму работы); познавательно-исследовательскую деятельность; проведение режимных моментов (особенно уделяем внимания организации питания).
Дискуссии.
Используя эту форму работы с педагогами в разрешении трудных педагогических ситуаций, мы хотим узнать мнение каждого педагог на одну и ту же ситуацию, и кто каким путем идет для разрешения этой ситуации. Так же нам не маловажно, что бы педагоги услышали друг друга и смогли выбрать более подходящий выход из ситуации.
Давайте вместе найдем пути решения сложившейся ситуации.
В течении года проводим консультации просветительского характера (ознакомление с правилами поведения и общения в ДОУ по окончании консультации молодые педагоги получают памятки. Консультации как общаться с родителями воспитанников «Диалог с семьей», психопрофилактическая работа по организации сна. Методы стимуляции эмоциональной активности при усвоении детьми знаний. Влияние типа нервной деятельности детей на их взаимоотношение со взрослыми. Так же консультации методического характера); консультации на проблемные темы (часто затрагиваемые темы молодыми педагогами, это Что делать если ребенка отвергают сверстники? Каким образом, воспитатель, может помочь ребенку скованному, гиперактивному, не умеющему контролировать свое поведение и др.)
Третий заключительный этап работы «Школы педагогического мастерства» является проведение деловой игры. Где педагоги получают домашнее задание виде подготовить часть комплексного занятия или продемонстрировать организацию и руководство игрой на импровизированном аукционе идей. Представить проектную деятельность по выбранной теме.
Литература.
1. Басюк В. С. Организация контроля в дошкольных образовательных учериждениях М., 2010
2. Белая К. Ю. Методическая работа в детском саду. Анализ, планирование, формы и методы. Творческий центр. Сфера. -М. : 20051.
3. Битянова И. Р. "Психология личностного роста" М., 19952.
4. Введение в педагогическую культуру /Под ред. Е. В. Бондаревской Ростов на Дону1995 Практическая часть.
5. Горвица М. Ю. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М., 2008
6. Елжова Н. В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Изд. 3-е ростов н/ д: Феникс, 2008. 264
7. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ – М. : ТЦ. Сфера, 2007. 80с
8. Клюева Н. В. Технология работы психолога с учителем. М., 2000. 3. Психолог в детском дошкольном учреждении : Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т. В. Лаврентьевой. М., 1996.
9. Маралов В. Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми. М., 1992.
10. Медведникова Л. Ф. “Школа молодого воспитателя”. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №10, 2008.
11. Рыбина Н. П. Методическая работа с воспитателями в детском саду [Текст] /Н. П. Рыбина // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы// международная научная конференция. Уфа: Пето, 2012.
12. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. М., 1995.
13. Т. О. Ушакова Метафорические карты «Роботы» Издательство Гнезис М., 2016.
14. Целитан С. В. Школа молодого воспитателя [электронный ресурс] 2011 http//www openclass.ru/node/210897