Людмила Макаревич
Схема психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе.
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность ребёнка к школе – это своеобразный многослойный «пирог», который складывается из «коржей», «пропитки» и «украшений»
Психологические исследования показывают, что подготовка к школе в форме выработки простейших школьных знаний, умений и навыков не имеет ничего общего с психологической готовностью к школьному обучению, которая не формируется на занятиях по школьному типу. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту, т. е. в игре.
Публикация «Схема психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе,» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
В качестве предпосылок к овладению учебной деятельностью в отечественной психологии выделяются следующие:
• наличие познавательных и социальных мотивов учения;
• умение ребенка работать по образцу;
• умение ребенка работать по правилу;
• умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкции;
• умение ребенка обобщать.
Это основные параметры психического развития ребенка, на которые опирается начальное обучение в школе. Если ребенок хочет учиться, умеет работать по образцу и следовать заданному правилу, может применить правило на аналогичном задании, то такой ребенок эффективно будет осваивать азы учения и достаточно быстро продвигаться вперед.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, которая исчерпывает свое развивающее влияние к семи годам. Поэтому семь лет – это рубеж между дошкольным и младшим школьным возрастом. Обычно только к семи годам ребенок уже способен произвольно регулировать свое поведение и деятельность не только в игре. В психологии доказано, что в семь лет исчезает непосредственное поведение ребенка, поэтому с семи лет возможно эффективное обучение по школьному типу. В это время ребенок уже может подчиняться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы, кроме того, в силу возникающих психологических новообразований, о которых говорилось выше, семилетний первоклассник сам хочет стать учеником и выполнять роль ученика со всеми необходимыми правилами. Однако все это происходит в том случае, если развитие ребенка до семи лет проходило преимущественно в игровой деятельности.