Елена Кулыгина
Схема наблюдения за поведением ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Подчеркните часто выраженные ситуационно - личностные реакции, признаки и виды расстройств поведения и эмоций у ребенка.
Агрессивность:
В мимике: Сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.
Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; ребенок толкает сверстник походя, ударяет встречных; кусается; плюется.
Скрытая: щиплет других; говорит обидные слова, когда не слышит взрослый.
Вербальная: ругается; говорит обидные, нецензурные слова.
В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.
Публикация «Схема наблюдения за поведением ребенка» размещена в разделах
Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.
Направленная на себя: кусает себя; щипает себя; просит себя стукнуть ещё раз
Вспыльчивость:
В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки; может разорвать пособие; плюнуть.
В речи: может неожиданно грубо ответить; сказать нецензурное слово;
Негативизм:
В физических действиях: делает все наоборот; с трудом включается в коллективную игру.
Как отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.
Вербальный: говорит слова «не хочу», «не буду», «нет».
Демонстративность:
В движениях: отворачивается спиной; утрирует движения на занятии; падения с криками ударами об пол в ответ на требования взрослого.
Как ориентация на собственное состояние и поведение : стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что - то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих
Обидчивость:
В мимике: недовольное выражение лица; плачет.
Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре, другой деятельности.
Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания, повышенный тон голоса
Конфликтность:
Чувствительность к провокации: сам провоцирует конфликт; отвечает конфликтно на конфликтные действия других.
Как эгоцентризм и недостаточность ориентации на состояние: не учитывает желаний и интересов сверстников; не учитывает замыслы, намерения других детей в совместной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками.
Как трудность переключении не уступает игрушек и т. д.
Эмоциональная отгороженность;
Как центробежные тенденции: когда все дети вместе, стремится уединиться.
Как эмоциональная поглощенность деятельностью: входит в помещение и сразу идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих.
Особенности речевого поведения : не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.
Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.
Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику.
Дурашливость:
В физических действиях и мимике: дурачится, передразнивание в движениях.
Как реакция на замечание: реагирует смехом на замечание взрослого; похвала и порицание не оказывает значительного в поведении ребенка.
Как нарушение социальных норм и ограничений: веселым поведением, глупыми шутками, выводит окружающих из себя.
Нерешительность:
В социальных отношениях с другими :избегает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ; отказывается от ведущих ролей а играх; проявляет застенчивость, стесняется новых людей.
Проявление в речи: использует слова «не знаю», «может быть», трудно сказать, ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.
В физических действиях: боится спрыгнуть с возвышения в ситуации неопределенности.
Реакция на новизну: ребенок проявляет тормозные реакции; поведение в новой ситуации менее вариативное, чем в привычной.
В деятельности: затрудняется в принятии решения выборы, в условиях выбора, дефицита времени.
Страхи:
Конкретные: страх воды, огня, высоты; страх собаки; страх темноты, страх от порывов ветра.
Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному.
Реакция на новизну: боится входить в новое помещение.
Тревога:
В мимике: блуждающий отстраненный взгляд
В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.
В движениях: неожиданно вздрагивает, осторожно ходит
Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями; стремится быть поближе к взрослому.
Скованность:
В речи: запинается в речи.
В движениях: скован; неловок в новой ситуации.
Заторможенность:
В познавательной активности: ничем не интересуется, не знает чем себя занять
В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам
В речи: говорит слишком тихо.
Время реакции: темп действий (движений) замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.
Эгоцентричность:
Как отношение к себе: считает, что все игрушки, все конфеты, все внимание окружающих для него.
Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желание детям.
В речи: использует местоимение «я»
Избегание умственных усилий:
В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики; устает от чтения книг взрослым.
На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщения, действия по образцу).
Дефицит внимания:
Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии
Содержание помощи ребенку : приходится словесно повторять задание несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия.
В речи: переспрашивает условия выполнения задания.
Расторможенность (двигательная) :
И особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия
Избыточный темп: темп действий убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений); действует раньше условленного сигнала.
И длительность сдерживания гиперактивности: встает на первой половине занятия когда другие дети сидят.
И длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры.
Расторможенность (речевая) :
Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса.
И темп речи: темп речи убыстрен, речь взахлеб, переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого.
Непонимание словесных инструкций:
Сложных: путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого
Простых: ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.
Во взаимоотношениях: навязчив при общении, привлекает к себе внимание в сфере чувств и эмоций: застревает на обиде нетерпимость к замечаниям