Наталья Стреблянская
Схема конспекта урока
▼ Скачать + Заказать документы
Схема конспекта урока.
Предмет: занятие по подготовке к обучению грамоте. Подготовительная к школе группа, ОНР, 2 год обучения.
Тема урока : Звук [щ]. Буква щ.
(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводится урок)
Публикация «Схема конспекта урока» размещена в разделах
Цели: актуализация имеющихся знаний, умений и навыков на момент проведения занятия, знакомство со звуком [щ] и буквой щ.
Задачи.
Образовательные:
1) познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [щ];
2) познакомить с буквой щ и правилом правописания ща, щу;
3) учить выкладывать букву щ из полосок;
4) упражнять в звукослоговом и анализе и синтезе;
5) закреплять навык чтения слогов с выделением заданного слога;
6) упражнять в составлении предложений из заданных слов и закреплять правила записи предложения;
7) упражнять чётко, быстро проговаривать скороговорки;
8) закреплять обобщающее понятие «транспорт»;
9) закреплять навык образования существительных, обозначающих профессии.
Развивающие:
развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, воображение.
Воспитательные:
воспитывать доброжелательность по отношению к сверстникам.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитофон, доска, лазерная указка, карточки, предметные и сюжетные картинки, «ромашка», подставки с буквами, картонные полоски, маркеры, «поезд с вагонами».
Этапы работы Содержание этапа
(заполняется педагогом)
1. Организационный момент, включающий:
• постановку цели, которая должна быть достиг-нута учащимися на данном этапе урока, (что должно быть сделано учащимися, чтобы их даль-нейшая работа на уроке была эффективной); 1. «Предлагаю побывать в одной сказочной стране».
2. «Хотите узнать имена гномов?»
• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; Цель: организовать детей для восприятия содержания предстоящей деятельности.
Задачи.
1. Упражнять детей в сложении слов из слогов, закрепить обобщающее понятие «транспорт».
2. Развивать внимание, мышление, воображение.
3. Создать положительную мотивацию.
• описание методов организации работы учащих-ся
на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог). Словесные (беседа, наглядные (презентация, воспроизведение магнитофонной за-писи, практические (сложение слов из слогов, игровые действия).
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
• определение цели, которую учитель ставит пе-ред учениками на данном этапе урока, (какой ре-зультат должен быть достигнут учащимися); «Проговорите скороговорки, которые вы выучили дома, чётко и быстро».
• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; Цель: подготовить детей к изучению нового материала.
Задачи.
1. Развивать фонематический слух, упражнять чётко, быстро проговаривать скорого-ворки.
2. Развивать внимание, память.
• описание методов, способствующих решению поставленной цели; Словесные (беседа).
• описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; 1. Правильное и чёткое проговаривание скороговорок.
2. Определение звука, который чаще других повторялся в словах.
• определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; 1. Демонстрация правильной речи учителем-логопедом
2. Проговаривание учителем-дефектологом одной из скороговорок, выделяя голосом звук [щ].
• описание методов организации совместной дея-тельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; Игровой метод (дети выполняют задание гнома).
• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; Похвала детей.
• описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. За правильное выполнение заданий дети получают возможность узнать имя гнома.
3.
Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть до-стигнут учащимися на данном этапе урока); «Сегодня вы познакомитесь со звуком [щ] и буквой, которая его обозначает».
• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; Цель: дать знания о звуке [щ] и букве щ.
Задачи.
1. Познакомить с артикуляцией, характеристикой звука [щ]; познакомить с буквой щ и правилом правописания ща, щу; учить складывать букву из полосок.
2. Развивать внимание, мышление.
• изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); 1. При произнесении звука [щ] губы округлены, зубы сближены, поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами, боковые края языка прижаты к верх-ним коренным зубам, средняя часть спинки языка поднята, выдыхаемый тёплый воздух выходит посередине языка, голосовые связки не дрожат.
2. Звук [щ] согласный, мягкий, глухой.
3. Звук [щ] обозначается зелёным квадратом.
4. Звук [щ] обозначается буквой щ.
5. В сочетании ща после буквы щ пишется буква а.
6. В сочетании щу после буквы щ пишется буква у.
7. На расчёску щ похожа-
Три зубца всего.
Ну что же.
• описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; «Произнесите звук [щ]. В каком положении находятся губы? (Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.) Воздух свободно выходит изо рта или встречает прегра-ду? Какую? Когда мы произносим звук [щ], губы слегка выдвинуты вперёд и округ-лены, зубы сближены, широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Выдыхаемый воз-дух, который выходит посередине языка, тёплый или холодный? Язык поднят и мешает воздуху свободно выйти изо рта. Значит, звук [щ] гласный или согласный? (Согласный.) Средняя часть спинки языка поднята – значит, звук [щ] согласный твёрдый или согласный мягкий? Голосовые связки дрожат? Значит, звук [щ] глухой или звонкий? Дайте характеристику звука [щ]. Звук [щ] согласный, мягкий, глухой. Каким по цвету квадратом мы будем обозначать звук [щ]? Звук [щ] обозначается буквой щ. На что похожа буква щ? Выложите букву щ из полосок. Запомните пра-вило: в сочетании ща после буквы щ пишется буква а, а в сочетании щу после бук-вы щ пишется буква у. Повторите правило: ща пишем с буквой а, щу пишем с бук-вой у.
• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; 1. Побуждения к действиям.
2. Вопросы.
3. Проговаривание хором и по одному.
• описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педа-гогом учебному материалу; 1. Длительное сосредоточение на излагаемом учебном материале.
2. Степень активности детей.
• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала. Положительное оценивание работы на занятии.
4. Закрепление учебного материала, предполагающее:
• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть до-стигнут учащимися на данном этапе урока); «Пришло время получить задания от других гномов и узнать их имена».
• определение целей и задач, которые ставит пе-ред собой учитель на данном этапе урока ; Цель: создать условия для актуализации полученных и имеющихся знаний, умений и навыков на момент проведения занятия.
Задачи.
1. Закреплять навык чтения слогов с выделением заданного слога.
2. Упражнять в звукослоговом анализе.
3. Упражнять в составлении предложений из заданных слов.
4. Закреплять правила записи предложения.
5. Закреплять навык образования существительных, обозначающих профессии.
6. Развивать внимание, память, мышление.
7. Воспитывать доброжелательность по отношению к сверстникам.
• описание форм и методов достижения постав-ленных целей в ходе закрепления нового учебно-го материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог; 1. Чтение цепочек слогов с выделением ударного слога.
2. Вставить пропущенную букву щ и прочитать слова.
3. Разделить слова на слоги.
4. Рассмотреть на конвертах звуковые схемы слов, прочитать на карточках слова и определить, схема какого слова на конверте.
5. Определить в слове ударный гласный звук и сказать, в каком по счёту слоге он находится.
6. Образовать существительные, обозначающие профессии.
7. Составить из заданных слов предложение, определить последовательность слов, назвать предлог, рассказать о правилах записи предложения.
• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; Правильное выполнение заданий.
• описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный мате-риал.
1. Указать на ошибку и предложить ещё раз подумать.
2. Предложить товарищам помочь правильно выполнить задание.
3. Выполнение задания вместе с педагогом (сопряжённое чтение, наводящие вопросы).
5. Задание на дом, включающее:
• постановку цели самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); Нарисовать предметы, в названии которых есть звук [щ].
• определение целей, которые хочет достичь учи-тель, задавая задание на дом; Закрепить полученные на занятии знания.
• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. «Лучшие ваши рисунки подпишем и отправим принцессе Букве и гномам».