Светлана Касович
Схема построения индивидуального сопровождения детей с особенностями развития в МДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальное сопровождение это система, взаимосвязанных целей, времени, задач, согласованных действий всех специалистов ДОУ, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку и его родителям, выявление проблем в его развитии, а также поиск их эффективных решений.
Чтобы выстроить эту сложную систему, в начале учебного года воспитатели, музыкальный и физкультурный руководители провели педагогическую диагностику по пяти образовательным областям. Диагностика выявила детей с низкими результатами и трудностями в восприятии образовательного материала.
Публикация «Схема построения индивидуального сопровождения детей с особенностями развития в МДОУ» размещена в разделах
В первую очередь с проблемами детей были ознакомлены родители. Далее с целью выяснения причин их возникновения по согласию родителей, психолог ДОУ провел с помощью тестов психологическую диагностику.
Результаты педагогической и психологической диагностики были представлены на заседании «Психолого - медико–педагогической консилиума». После их детального изучения и согласования действий, члены комиссии предложили свои рекомендации по оказанию поддержки развития детей и помощи их родителям.
Следующий этап работы состоял в разработке для каждого ребенка индивидуального образовательного маршрута. На сегодняшний момент, не существует конкретного «рецепта» и установленной схемы его оформления и составления.
Члены психолого - медико–педагогической консилиума внимательно ознакомившись с принципами, целями и задачами ИОМ, которые раскрыты в законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном государственном Образовательном стандарте и стали конструировать маршруты адаптированные для нашего ДОУ.
Опираясь на результаты педагогической и психологической диагностики детей, изучив рекомендации по составлению маршрутов - Федерального института развития образования (ФИРО, учитывая рекомендации специалистов ПМК ДОУ и комментарии родителей, воспитатели группы совместно со старшим воспитателем - психологом разработали индивидуальные образовательные маршруты на 4 месяца. Эти маршруты были приняты на педагогическом совете ДОУ.
Во главе построения наших маршрутов стоит организация оптимальных, психолого - педагогических условий с учетом возраста, способностей, потребностей и социальной ситуацией развития детей.
Это прежде всего:
1) Меняющаяся (по временам года и лексическим темам, предметная, развивающая среда.
2) Индивидуальный подбор эффективных педагогических технологий, методов, приемов.
3) Партнерское общение с ребенком на основе уважения и доверия.
4) Индивидуальный подбор видов деятельности, с обязательной мотивацией для ее выполнения ребенком.
5) Единая система взаимодействия всех звеньев образования: воспитатель, психолог, логопед, музыкальный и физкультурный руководители, родители.
Индивидуальные образовательные маршруты разбили на 3 части: информационную, содержательную и результативную.
То есть на практике на каждого ребенка была создана папка ИОМ. В первой – информационной ее части содержатся:
• Информация о ребенке (Ф. И. О., возраст, берется на заметку группа здоровья и в частности некоторые заключения специалистов).
• Социальное обследование семьи на основе анкет (сведения о родителях, условия проживания, тип воспитания)
• Характеристика детей.
• Результаты первичной педагогической и психологической диагностики.
• Карточки рекомендаций специалистов ДОУ (врачей если есть).
Вторая содержательная часть в виде таблицы отражает направления работы с детьми по образовательным областям: здесь указаны виды затруднений и их причины, намечены разнообразные виды деятельности, в которых будет осуществляться индивидуальная работа. Учитывая психологические особенности наших воспитанников, в частности избирательность и рассеянность внимания, а также постоянное наличие внешних отвлекающих моментов (большое количество детей, мы сочли необходимым продумать для каждого момента деятельности ребенка, мотивацию для ее выполнения. Важно заинтересовать увлечь ребенка и незаметно для него вовлечь в образовательную деятельность.
Мы не стали составлять сетку - времени индивидуальной работы и специально отводить на нее часы, потому что современная модель образовательного процесса не исключает введение спонтанных мероприятий по желанию детей. Воспитатель в любой удобный момент может включить ребенка в деятельность по ИОМ. Работа по выполнению маршрута «Красной нитью» проходит через весь образовательный процесс и упоминается в задачах каждой НОД.
В групповой комнате создан уголок для работы по индивидуальному маршруту, но работа с детьми проходила с использованием всей развивающей среды группы.
Третья – результативная часть ИОМ содержит:
• Таблицу фиксации результатов работы (кратко).
• Результаты промежуточной и итоговой в учебном году диагностик.
• Лист контроля динамики развития (заполняется в сентябре, декабре и в мае)
Важно контролировать и периодическим отслеживать уровень развития детей, ступенчатая диагностика и мониторинг сравнения полученных результатов, поможет скорректировать ИОМ, поменять тактику общения с ребенком, сделать работу более эффективной и успешной.
Мы знакомили родителей с ходом выполнения поставленных задач, после чего они задавали вопросы и высказывали свои пожелания.
Нельзя не до оценивать работу с родителями в развитии детей. Чем ярче и разнообразнее будет общение с родителями, тем выше будет доверие и помощь с их стороны.
В начале декабря на собрании членам ПМК представлены результаты промежуточной педагогической диагностики, был произведен анализ выполненных рекомендаций по ИОМ всеми участниками сопровождения (Что удалось? Что не получилось? Почему) Намечены дальнейшие пути развития ИО маршрутов, выданы новые рекомендации специалистов ДОУ, для продолжения работы.
ИТОГ: члены МПК нашего ДОУ пришли к выводу, что именно такой подход в индивидуализации образовательного процесса открывает широкие возможности поддержки детей и дает положительный результат в их развитии.