Рыбина Евгения Викторовна
Дополнительная программа «Шашки для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Шашечная игра-мать шахматной, и достойная мать».
Эммануил Ласкер
«Если шахматы – король игр, то шашки – его премьер-министр»
Феликс Жан
Пояснительная записка.
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры а шашки просты и общедоступны. Поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научится хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А. В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла) :
«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве… Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-7 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в педагогике положительное решение».
Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведется работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.
Цель и задачи программы.
Цель: раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
• Обучение основам шашечной игры;
• Обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
• Воспитание отношения к шашкам, как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
• Выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
• Развитие стремления детей к самостоятельности;
• Развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
• Научить оценивать свои и чужие поступки.
Эстетические:
• Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физические:
• Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Отличительные особенности программы.
1. Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – все это нужно отнести к категории творчества.
2. Обучение игре «шашки» представляет собой воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога – специалиста, направленность деятельности педагога и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т. д.). в то же время игра в шашки имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности. Прежде всего- это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование умений и навыков наряду с оптимизацией развития человека.
3. Основное направление предложенной программы обучения игре в шашки детей старшего дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идеи гармоничного развития ребенка.
4. Программа поможет педагогу полностью раскрыть творческие способности детей, повысить уровень их подготовленности к этой игре. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно-волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка.
5. Подбор материала программы, его продуманное – от простого к сложному – расположение дают возможность сравнить творческие достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость игры в шашки.
6. Программа служит для того, чтобы воспитанники смогли овладеть этой игрой в объеме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.
Этапы реализации программы.
Этапы реализации программы на год обучения : подготовительный, основной, заключительный.
1. Подготовительный этап: воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
2. Основной этап: воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.
3. Заключительный этап: воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.
Режим занятий:
• Общее количество часов в год – 34;
• Количество занятий в неделю – 2;
• Периодичность занятий – еженедельно.
Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Формы и методы работы.
Возраст обучающихся 5-7 лет. Акцент при обучении делается на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация, предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться, надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.
Учитывая возрастные психологические особенности детей 5-7 лет, педагог делает акцент на развитии памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.
Вид детской группы – группа постоянно состава.
Набор детей – свободный.
Уровень подготовки детей при приеме в группу следующий: нормальное общее развитие и интерес ребенка.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоёмким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчеркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.
Организация занятий по шашкам.
Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводится итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.
Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста. Обучение детей в шашки должно происходить в максимально игровой форме, учитывающей возраст и психологию ребенка. Обучение игре в шашки – процесс непростой, но при правильном подходе можно достаточно быстро добиться высоких результатов.
Содержание программы.
Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности.
Содержание программы (старшая группа 5-6 лет).
№ Тема Содержание разделов Количество часов
1 Шахматная доска и фигуры Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки ребенка. Шахматная доска, поля, линии, их обозначение, легенда о возникновении шашек. 2
2 Правила поведения при игре в шашки Основа успешной партии – правильное поведение во время игры. Основные правила. 2
3 Ходы и взятие фигур. Повторение. Закрепление. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту, ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 10
4 Цель и результат шашечной партии Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов. 4
5 Общие принципы разыгрывания партии Анализ учебных партий, игровая практика. 12
6 Понятие о шашечном турнире Шашечные турниры, цель, правила проведения 2
7 Игровая практика Применение 2
8 Анализ игровой практики 2
9 Особенности хода дамки Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения. 4
10 Дамка против простых шашек Умение использовать дамку против простых шашек. 4
11 Тактические приемы и особенности их применения. Решение тестовых позиций Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Тактические удары, применение в игровой практике. 8
12 Понятие о комбинации Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары. 4
13 Игровая практика Анализ игровых партий 6
14 Игра «Уголки» Знакомство, отличия от игры в шашки, правила игры. 6
Итого: 68 занятий
Содержание программы (подготовительная группа 6-7 лет)
№ Тема Содержание разделов программы Количество часов
1 Ведение. Элементы стратегии шашечной игры. О шашках. Значение общего плана игры в партии. Приемы выбора наиболее выгодного плана. 4
2 Шашечная терминология Шашечная терминология. Использование в игре шашечной терминологии.
3 Тактика окружения. Использование отсталых и изолированных шашек. Тактика окружения (охвата) неприятельских сил. Принципы правильного и последовательного окружения центральной позиции. Окружение как защитная тактика.
4 Практическое закрепление материала Игровая практика
5 Цель и результат шашечной партии Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода.
6 Шашечная комбинация Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе. Логическая связь мотива, идеи и механизма. Как изучать технику проведения комбинаций.
7 Игровая практика Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов.
8 Способы нахождения и подготовки шашечной комбинации. Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе. Логическая связь мотива, идеи и механизма комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма. Как изучать технику проведения комбинаций.
9 Способы защиты. Закрепление. Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов.
10 Практическое закрепление материала Игровая практика. 8
11 Анализ учебных партий, игровая практика. Правила поведения при игре в шашки. Общие принципы разыгрывания партии. 4
12 Общие принципы разыгрывания партии. Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашки. Анализ учебных партий, игровая практика.
13 Атака и защита. Что означает атака в шашечной партии. Выявление предпосылок для начала атаки. Когда начать атаку. Значение атаки в общем стратегическом плане партии. Активность в защите. Использование защитительных ресурсов при атаке. Экономия сил – обязательное условие всякой защиты. Атака в партиях мастеров. 4
14 Особенности хода дамки. Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения. 2
15 Дамка против простых шашек Умение использовать дамку против простых шашек. 4
16 Игровая практика Соревнования. 4
Итого: 68 занятий