Елена Самигуллина
Дополнительная общеобразовательная программа по ИЗО деятельности для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1.1.1. Введение
В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию личности детей. Исходя из задач ФГОС - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, и взрослым, разработала программу для средней группы, которая направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников. В основе модифицированной программы кружковой работы «Палитра», лежит парциальная программа Лыковой И. А «Изобразительная деятельность в детском саду».
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по ИЗО деятельности для детей 4–5 лет» размещена в разделах
1.1.2. Актуальность программы
Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать…
В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст. 2). Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.
Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества - это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.
В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку.
Есть взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т. п.
1.1.3. Цели и задачи Программы:
Цели программы:
Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.
Занятия кружка направлены на всестороннее интеллектуальное и художественно -эстетическое развитие дошкольников.
Задачи программы
1. Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов
2. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
3. Обучать приемам модульного рисования.
4. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
5. Формировать умение оценивать созданные изображения.
6. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства, народных игрушек. Обращать внимание детей на вырази тельные средства. Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора.
7. Развивать творческие способности детей.
8. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
9. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
10. Развивать мелкую и общую моторику, ручную умелость посредством использования разнообразных техник и материалов.
11. Развивать внимание, память, мышление, воображение средствами изодеятельности.
1.1.4. Принципы и подходы к формированию Программы
При распределении разделов программы обучения учитывались основные принципы:
Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);пр
Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу нельзя миновать предыдущий);
Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями).
1.1.5. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются ещё недостаточно отчётливыми и устойчивыми.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и её деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображение на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
К концу обучения воспитанники должны знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений –кисточка, альбом, палитра,ножницы, кисточка для клея, стеки;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами и материалами.
К концу обучения воспитанники должны уметь:
- анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, двухстороннего скотча, соединять детали при помощи веточек, пластилина.
2. Содержательный раздел Программы:
2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Основной формой работы с детьми является /занятие/, продолжительность которого
соответствует возрастным нормам детей. Количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 34 занятия. Длительность занятия в средней группе -20 мин.
Все занятия программы взаимосвязаны и направлены на постепенное освоение детьми разных художественных материалов и способов взаимодействия с ними в игровой, увлекательной форме. Большая часть занятий выстроена в форме увлекательного сотворчества детей с педагогом и друг другом.
В непосредственно – образовательной деятельности дети:
- приобретают способность творчески реализовывать свои замыслы;
- развивают творческое воображение, чувство цвета и композиции;
- приобретают умения и навыки свободно экспериментировать с художественными материалами;
- получают навыки создания художественных образов;
- знакомятся с приемами создания декоративной композиции.
В процессе занятий у детей развиваются усидчивость, мелкая моторика рук, воображение, художественный вкус.
Формы работы: непосредственно – образовательная деятельность, беседы, игры, выставки, фотоколлажи, экскурсии.
2.2. Описание образовательной деятельности
Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Занятия проводятся с детьми среднего дошкольного возраста. Количество детей – 12-15 человек.
Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (рисование, лепка, аппликация) и по двум-трём видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.
2.3. Комплексно – тематическое планирование
3. Организационный раздел Программы:
3.1. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения
Список используемой литературы
Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть 1, часть 2;
И. В. Новикова «Объемная аппликация и ИЗО деятельность в детском саду»;
Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон «Обучение детей рисованию. Лепке, аппликации в игре»;
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняягруппа». 2007г.
Журнал «Обруч» 2004г. «Изобразительное творчество в детском саду»;
Н. В. Микляева «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей». М. 2004;
http://www.maaam.ru/detskijsad/
http://vospitatel.com.ua/zaniatia/izo/19
Е. М. Ибрагимова «Волшебные краски» 2007 г.
Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. «1часть». 2007 г.
Инструменты и приспособления для работы:
- простой карандаш
- фломастеры
- цветные карандаши
- ножницы канцелярские с закругленными концами
- кисточка для клея и красок
- доски для работы с пластилином
- палитра
Материалы:
- альбом
-краски
- пластилин
- бумага цветная для аппликаций
- двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга
- картон белый и цветной
- клей ПВА
3.2. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды
Для центра изобразительной деятельности «Палитра» отведено хорошо освещенное место в группе. Здесь дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют творческие работы. Полки заполнены изо/материалом (мелки, гуашь, фломастеры, карандаши, сангина, пластилин, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, природный материал, припасенный впрок).
Здесь же есть место для небольшой выставки детских работ. Также в уголке находятся значки с правилами пользования изо/материалами, ножницами. Имеются альбомы с произведениями изобразительного искусства, иллюстрации знаменитых художников к знакомым сказкам.
3.3. Кадровые условия реализации программы
Педагоги реализующие программу «Палитра» все проходили методику художественного творчества в учебных заведениях.
3.4. Взаимодействие с родителями
Консультации и доклады для родителей.
«Как научить вашего малыша рисовать».
Мастер-класс на родительском собрании: «Торцевание из гофрированной бумаги»
«Изобразительная деятельность в семейном воспитании».
«Тайный язык детского рисунка».
Доклад на родительском собрании на тему: «Роль занятий по изобразительной деятельности для развития ребенка».
«Как организовать домашнее занятие по рисованию».
«Ребенок и рисование».
«Нетрадиционные методы рисования в изотерапии».
«Игры на листе бумаге или открой в себе художника»
«Маленькие художники или что нужно знать об особенностях рисования дошколят»
Папки-передвижки в родительский уголок:
1. «Игры с красками».
2. «Рисуем дома».
3. «Нетрадиционные методы рисования, как средство эстетического воспитания».
3. Краткая презентация Программы
«Рисование - это волшебство». Это отражение своих мыслей, чувств,настроения, физического и эмоционального состояния. Если рассматривать рисование с точки зрения арт-терапии, то с помощью рисования можно даже снять боль. Как правило, рисование нас расслабляет, снимает напряжение, повышает настроение. А если рисовать не только привычным нам способом, то это становится еще интереснее. В основе модифицированной программы кружковой работы «Палитра», лежит парциальная программа Лыковой И. А «Изобразительная деятельность в детском саду».
Занятия кружка направлены на всестороннее интеллектуальное и художественно - эстетическое развитие дошкольников.
В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.