Марина Середина
Шахматы для малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Шахматы - это интеллектуальная игра, развивающая умственные способности детей. Бытует мнение, что эта игра подвластна только старшим дошкольникам, но мы же знаем много примеров, когда дети младше пяти лет, тоже осваивают игру. Хочется поделиться своим опытом и методическими приемами освоения игры малышами.
Самое главное, необходимо приобрести шахматы нужных размеров, фигуры должны быть не менее 8 см. т. к. это необходимо для тактильного исследования фигурок. Если в семье папа или дедушка любят играть в шахматы, то и для ребенка не составляет особого труда научиться этому. Ребенок с малышества видит фигуры, берет их в руки, трогает, исследует их, примеряет их к шахматной доске, расставляя их в произвольном порядке. Чем дольше малыш манипулирует с фигурами, тем больше появляется желание поиграть. Никто не отменял желание детей подражать взрослым. Хорошо если шахматы будут всегда в доступности у ребенка. Обучающая игра не должна превышать 15 мин. в день. Манипуляции детей с фигурами могут быть постоянными, это зависит от желания ребенка.
Публикация «Шахматы для малышей» размещена в разделах
Основные формы организации обучающего процесса у малышей это :
- совместная деятельность (взрослый-ребенок).
- самостоятельная деятельность.
Ожидаемый результат:
- ребенок проявляет устойчивый интерес к шахматам, к игре в шахматы, демонстрирует приобретение теоретических знаний и практических навыков.
- ребенок демонстрирует умение играть в шахматы с взрослым партнером.
Практическая игра, способствующая запоминанию фигур это «Чудесный сундучок». Фигуры складываются в шахматную коробку, ребенок с закрытыми глазами достает одну фигурку, обследует и называет ее. Игра способствует развитию коммуникативных навыков у ребенка, умению взаимодействовать с партнером, что необходимо при игре в шахматы.
Игра, «Сложи и назови шахматную фигуру». На принтере распечатываются плоскостные изображения шахматных фигур. Каждая из них разрезается на две, три, четыре части (не больше) и ребенок должен сложить пазл из фрагментов, один пазл – одна фигура. Игра развивает умственные способности и развитие мелкой моторики рук.
Игра, «Какой фигуры не хватает». В эту игру надо играть только после того, как ребенок запомнит названия фигур. Перед ребенком расставляют фигуры (не более 4х, предлагают запомнить их. Ребенок отворачивается, а взрослый прячет одну из фигур. Повернувшись, ребенку надо определить, какой фигуры не хватает. Игра развивает память.
Можно детям давать практические задания. Надо найти дорожку от шахматной фигуры к пустому квадрату и закрасить квадрат красным карандашом, остальные квадраты должны остаться не закрашенными.
После того, как ребенок запомнит фигуры, можно переходить к обучению движения фигур по шахматной доске. Но это только в том случае, если ребенок проявляет твердое желание учиться играть в шахматы.
Наш девиз: «Обучаем играя»
Попробуйте и у Вас все получиться!