Наталья Грибцова
Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования В рамках реализации инновационного проекта. Направление «Пекарня»
Конспект воспитанников старшей группы
«Масленица на Кубани».
Цель: Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.
Публикация «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования» размещена в разделах
Программные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имели блины. Учить понимать народные потешки, заклички. Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Воспитывать чувство патриотизма.
Методы и приемы: практические, наглядные, словесные.
Материал и оборудование: карточки с изображением продуктов; канат; медицинские перчатки; деревянные яйца, ложки; бубны.
Предварительная работа: Выучить стихи по масленичную неделю, провести беседу о праздновании Масленицы, выучить заклички, песню «Ходит матушка Весна», разучить игры.
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию.
Дети собираются возле воспитателя.
- Ребята, вы любите петь, плясать, отгадывать загадки? (Да)
Так вот, мы вас приглашает на праздник Масленицы! Вы знаете, что такое масленица? Ответы детей.
- Правильно, праздник Масленица очень веселый. Дети и взрослые строили снежные городки и горки, ряженые веселили народ. Народ гулял с утра и до вечера, водили хороводы, пели веселые песни и плясали. Это любимый народный праздник на Руси, один из самых древних.
- Ребята, а кто мне скажет, что же самое главное в Масленице? Ответы детей.
- Ну, конечно, это блины! Без них нет Масленицы. Масленица была связана с культом зарождающегося солнца, отсюда и круглые горячие блины, похожие на солнышко.
- Ребята, а вы хотите попасть на Масленицу? (Да).
Нас казак с казачкой приглашают на Масленицу и предлагают испечь блины. Вы им поможете?
А сможете?
2. Актуализация знаний.
- Что необходимо для приготовления теста. На столе разложены картинки с изображением различных продуктов. Карточки лежат вперемешку.
Воспитатель говорит, что детям нужно выбрать карточки с изображением продуктов, которые необходимы для приготовления теста на блины. Дети выполняют задание самостоятельно, каждый ответ проверяется индивидуально.
Во время Масленицы народ веселился целую неделю. Кто может, ребята, подсказать, сколько это дней?
Дети: 7 дней.
Первый день – понедельник.
Второй день – вторник.
Третий день – среда.
Четвертый день – четверг.
Пятый день – пятница.
Шестой день – суббота.
Седьмой день – воскресенье.
Воспитатель: Как хорошо вы знаете и называете все дни недели.
- Ребята, а Масленица у нас не простая, мы будем праздновать Масленицу, как праздновали её в древние времена на Руси.
- И так мы отправляемся на праздник. А на чем мы отправимся? (На машине, на автобусе).
Решаем отправиться на автобусе, а чтобы веселее было ехать, предлагаю отгадать загадки, согласны?
1. И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки -… (блины!
2. Для любимой бабушки,
Испеку оладушки.
Так румяны и вкусны
Эти пышные. (блины)
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дети попадают на праздник Масленицы, их встречает казак и казачка.
Казак:
Здоровеньки гости дорогие,
Жданные, званые, желанные.
Подходи, честной народ,
Интересное вас ждет!
Подходите, торопитесь,
Наши милые друзья,
Отдыхайте, веселитесь.
Здесь скучать никак нельзя!
Всех на праздник приглашаем,
Проводы русской зимы начинаем!
Казачка:
Приглашаем всех гостей,
К нам на праздник поскорей!
У нас на Кубани в казачьей станице,
На масляной неделе принято блины печь да веселиться!
ярмарку мы открываем,
Масленицу гулять начинаем!
Будем блинами встречать, да весну закликать!
- Ребята, приглашаю вас блины испечь, зиму проводить, весну встретить.
- А как это сделать? (Мы не знаем).
Возникает затруднение.
- Почему вы не знаете?
(Мы не знаем как правильно блины печь, как зиму проводить, как весну встретить).
- Если чего-то не знаешь, что нужно сделать?
Дети: Нужно спросить у того кто знает.
«Открытие» нового знания
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем провожать зиму, и встречать долгожданную весну. С давних времен Масленица – самый веселый праздник. Отмечают её в конце зимы, и празднуют целую неделю. В старину наши прабабушки и прадедушки встречали её веселыми гуляньями.
Давайте вспомним, как её встречали, закликали.
Заклички.
Казачка:
Всю неделю мы не пряли,
Масленицу дожидали,
В гости зазывали,
На горе встречали.
Снежком гору посыпали,
На саночках раскатали –
Будь, горушка, ледяная!
Приходи, Масленица, дорогая!
Дети:
Масленица - раскрасавица,
Встречаем тебя хорошенько,
С блинами, караваями и варениками.
Воспитатель:
- Как вы хорошо и приветливо встретили Масленицу, а хоровод заведем?
Дети водят хоровод.
Казачка:
- Ребята, вы хорошо знаете все дни недели? (Да). А чем же отличались эти дни на Масленицу?
Казачка:
Я понедельник - ВСТРЕЧА.
Встречаем тебя хорошенько,
Погости у нас недельку.
Казак:
Я вторник - ЗАИГРЫШ.
Приезжай к нам Масленица в гости,
На горках кататься, да в блинах поваляться.
Казачка:
Я среда - ЛАКОМКА.
Как на масляной неделе,
Из трубы блины летели.
И сыр, и творог –
Все летело под порог!
Казак:
Я четверг - РАЗГУЛЯЙ.
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся.
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Казачка:
- А вы знаете ребята, что в старину девушки не только умели печь блины, но и могли с ними играть. Посмотрим, не уступят ли наши девочки им в ловкости и сноровке.
Проводится игра «Пронеси блин на голове».
Казак:
- Чтобы зимушку прогнать,
Надо силой обладать.
Сейчас наши мальчики покажут, какие они сильные, да ловкие. И тогда мы сможем и зиму прогнать, и снег растопить, и ручейки весенние разбудить. А ну-ка, мальчики, покажите свою силу и ловкость.
Проводится игра «Кто кого перетянет».
Казак:
- Посмотрите на наших мальчиков. Какие они удальцы-молодцы!
Но пора бы уже вспомнить про пятый день недели.
А пятница - «ТЁЩИН ВЕЧЕРОК»
Подай-ка блинок!
Ну-ка тёща, не скупись,
И блиночком поделись.
Казачка:
- А в субботу - ПРОВОДЫ.
На пенечек села, оладушек съела.
Другим закусила,
Домой потрусила.
Казак:
- А воскресенье - дает всем ПРОЩЕНЬЕ.
В народе говорят : Воскресенье - прощенный день. В этот день все должны попросить друг у друга прощенье, за вольные или невольные обиды. А еще обменяться подарками, конфетами, пряниками, да баранками.
Вот так и заканчивается масленичная неделя.
Включение нового знания
Казачка:
Зима уже к концу подходит, а весны ещё не видно. Надо бы её позвать, позакликать.
Дети хором говорят закличку, передавая макет птицы друг другу.
Уж ты пташечка залетная,
Ты слетай за сине море,
Принеси ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!
Приходит весна.
Весна:
Кто звал меня, Весну - красну, звал - вызывал, так ласково называл? Уж верно и мой черед подошел!
Казачка:
Рады мы тебе, Весна.
Тебя ждали, поджидали,
Пташек к тебе посылали.
Будь желанной гостьей нашей.
Мы тебе споем и спляшем.
Дети поют песню хороводную «Ходит матушка Весна».
Казачка:
- На Кубани на масленицу издавна пекли блины.
Вот мы сейчас эту традицию продолжим!
- Ребята, а на чем блины замешивают? (На молоке) Правильно! а молоко кто дает? (Корова)
Объясняет правила игры.
Казачка держит перчатку с молоком, каждый должен подбежать и дернуть за вымя (палец перчатки) и добыть молоко, у кого больше тот и выиграл.
Игра «Подои корову».
Казачка:
- А яйцо в тесто нужно положить? А кто их несет? (курица)
А их еще нужно из курятника принести.
Игра «Перенеси яйцо».
Казак:
- Какие молодцы! А еще что для тесто нужно? (Мука)
Весна:
- Правильно, вот мука это от меня вам подарок.
Казачка и весна проводят конкурсы «Напечем мы блинов».
Казачка:
- Вот так блины у нас получились!
Казак:
Вот и пришла долгожданная весна, а теперь надо нам Масленицу проводить, чтобы в следующем году она опять к нам в гости приехала. Берите в руки бубны, провожайте Масленицу.
Дети с бубнами ходят и говорят:
Масленица, ты прощай,
Через год ты приезжай.
Казачка:
Ты прощай, прощай, прощай,
Наша Масленица!
Весна:
Ты не в среду пришла и не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделю веселье!
Казак:
В воскресенья, в воскресенье, просят все у всех прощенья!
Мы традиций не отбросим и прощения попросим!
За обиды все простите и прощения просите!
- Ребята давайте обнимемся и попросим друг у друга прощения за все обиды
(Звучит музыка, дети просят прощения и обнимаются).
Казачка:
- Вот и пришел конец холодам! До свиданья, зима, здравствуй, красавица-весна! Прощай Масленица!
Казак и казачка:
- С вами нам пора прощаться, а вам блинами угощаться!
Примите от нас вкусный подарок!
(Берет со стола блины и выносит и дарит детям)
- Встретимся еще! (уходят)
Дети:
- Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
Осмысление
А мы с ребятами возвращаемся в детский сад.
Дети собираются около воспитателя.
- Где вы сегодня побывали?
- Кому мы помогли? Что интересного сделали?
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь казачке и казаку испечь блины, проводить зиму и встретить весну.