Минина Ирина Евгеньевна
Сетевое взаимодействие как одна из инновационных технологий повышения качества дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматривается сетевое взаимодействие между образовательными организациями как одно из направлений повышения качества дошкольного образования.
Ключевые слова: дошкольное образование, сетевое взаимодействие, повышение качества образования дошкольников, социальные партнеры.
Нормативно-правовые документы федерального уровня, такие как Федеральный закон № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, национальный проект РФ «Образование», в настоящее время перед современным руководителем дошкольной образовательной организации (далее ДОО) ставят ряд вопросов требующих переосмысления традиционного подхода как к педагогической деятельности, так и к созданию наиболее эффективных механизмов управления педагогическим коллективом, который будет способен активно работать в соответствии с современными требованиями.
Публикация «Сетевое взаимодействие как одна из инновационных технологий повышения качества дошкольного образования» размещена в разделах
Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только функционировать, но и динамично развиваться Современные исследования Бугровой Н. С., Гончаровой, Н. Ю., Маковеевой В. В., Нетериной Е. А., Панкратовой Т. Б. и др. раскрывают историю появления термина «сетевое взаимодействие» в педагогике, компоненты, условия, формы, результаты и эффекты сетевого взаимодействия.
Сетевой характер взаимодействия образовательных учреждений приобретает в последние года широкое распространение. Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования.
В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла в конце 1990-х годов XX века. А. И. Адамский определяет образовательную сеть как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования [7].
Одним из путей повышения качества и системного инновационного обновления дошкольного образования является установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления, от которого, в первую очередь зависит качество. Развитие социальных связей образовательного учреждения с другими учреждениями, обладающими иными ресурсами, дает дополнительный импульс для развития и совершенствования конструктивных взаимоотношений с участниками образовательных отношений, строящиеся на идее социального партнерства.
Главная цель сетевого взаимодействия – это повышение качества дошкольного образования через доступность и открытость работы ресурсных центров и ДОУ, входящих в сеть.
Задачами организации сетевого взаимодействия являются :
- обеспечение высокого качества дошкольного образования;
- обеспечение многообразия организационных форм дошкольного образования, отражающих образовательные потребности граждан региона;
- обеспечения содержательного многообразия дошкольного образования в регионе, учитывающего специфику, и ценности дошкольного детства;
- объединение и оптимальное распределение материальных и кадровых ресурсов в сфере дошкольного образования;
- обеспечение условий для развития сети дошкольного образования в регионе, ее способности соответствовать развивающимся образовательным потребностям граждан.
Сетевое взаимодействие будет успешно, если оно построено на таких принципах как:
-принцип доступности и многообразия дошкольного образования при сохранении единства требований к его качеству;
-принцип увлекательности – необходимо, чтобы участники сетевого взаимодействия испытывали желание развиваться, слышать, понимать и быть заинтересованными и увлеченными.
-принцип навигационной прозрачности и содержательной упорядоченности – содержание сетевого взаимодействия обретает устойчивые формы, позволяющие эффективно подключаться к данному взаимодействию на разных этапах всё новым и новым участникам, но при этом грамотно и корректно систематизировать и упорядочивать прошлые взаимодействия.
- принцип открытости – сетевое взаимодействие является потенциально жизнеспособным, если оно открыто к самосовершенству, к саморасширению и сетевому взаимодействию с новыми партнерами успешно реализующих различные образовательные программы, осваивающие и предлагающие новые организационные формы получения образования дошкольникам.
- принцип языковой адекватности – язык сетевого взаимодействия должен быть языком взаимопонимания.
- принцип свободной импровизации – свободная творческая импровизация как педагога, так и ребенка.
- принцип теоретической и информационной корректности – важным условием сетевого взаимодействия является открытая насыщенная информационная среда, отличающаяся научностью, доступностью, достоверностью и отвечающая требованиям информационной и психологической безопасности.
- принцип образовательной ответственности и эффективности – основанием для оценки эффективности образовательной реализации участника сетевого взаимодействия является активность, субъектность и продуктивность.
Сетевое взаимодействие «Точки Роста» школы и детского сада положительно влияет на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление и получению дополнительных знаний в области новых технологий.
Сетевое взаимодействие дошкольных образовательных организаций реально
является на современном этапе инновационным механизмом развития дошкольного образования в свете ФГОС. Организация социокультурной связи между детским садом и различными учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг. В рамках сетевого взаимодействия создается потенциал, который приводит как к развитию системы образования, так и к повышению качества образовательной деятельности.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» : текст с изменениями дополнениями на 2014.- М. :Эксмо, 2014.- 144с.
2. Федеральный Государственный Образовательный стандарт. [Электронный ресурс].URL :https://www.rg.ru>ФГОС дошкольного образования (дата обращения 27.10.14).
3. Белая К. Ю. «Организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений» // «Справочник дошкольного воспитателя дошкольного учреждения» 2012 / № 5 С. 6-12.
4. Бурмистрова И. В. Сетевое взаимодействие как одна из эффективных инновационных форм методической работы с педагогами ДОУ // Молодой ученый. - 2016. -№ 12.6.- С. 17-22.
5. Зубарева, Т. А. Сетевые формы взаимодействия в образовании. Основные вопросы теории и практики: монография / Т. А. Зубарева, А. В. Петров. - Горно-Алтайск: МНКО,2016.-150с. ;