Елена Верховцева
Образовательное мероприятие в подготовительной группе «Как человек научился летать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Серия образовательных мероприятий в подготовительной группе: «От кареты до ракеты. От далёкого прошлого к настоящему».
Автор: Верховцева Елена Валерьевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №148,
г. Ульяновск
Образовательное мероприятие в подготовительной группе на тему: «Как человек научился летать?»
Программное содержание.
Публикация «Образовательное мероприятие в подготовительной группе „Как человек научился летать?“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
1. Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха. Опытным путем показать значение воздуха для человека и всего живого на Земле. Формировать у детей научные представления об окружающем мире. Развивать мышление, любознательность, умение самостоятельно делать выводы.
2. Познакомить детей с историей воздухоплавания. Показать значимость воздушного транспорта для человека.
3. Воспитывать уважение к труду людей, строящих самолёты и космические корабли; уважение к опасной профессии лётчиков и космонавтов, испытателей новых самолётов.
4. Обогатить словарь детей словами: пилот или лётчик, радист, штурман, инженер, стюардесса, вертолётчик, механики, конструкторы, рабочие на аэродроме, самолётостроители, техники.
5. Активизировать словарь детей словами: планер, парашют, ветряная электростанция. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.
Предварительная работа.
• Предварительные беседы на темы: «Транспорт», «Воздушный транспорт», «Воздушные профессии». Загадывание загадок о воздушном транспорте.
• Дидактическая игра «Летает – не летает».
• Рассматривание альбома «Воздушный транспорт».
• Изготовление моделей самолётов из бумаги.
• «Авиашоу» (соревнование по запуску бумажных самолётов).
• Занятие по валеологии «Чем мы дышим».
• Выставка «Воздушный транспорт вчера и сегодня» (поделки родителей и детей, модели).
• Выставка «В космос к звёздам» (поделки родителей и детей, модели).
• Рисование самолётов и ракет.
• Игры с макетами, моделями и игрушками на темы: «Самолёты», «Космос».
Материал.
• картинки с изображением воздушного транспорта;
• картинки с изображением: парашюта, мельницы, вентилятора, ветряка, парусника, урагана, космонавта, сохнущего белья, раскрытого окна, сломанного ветром дерева;
• воздушные шары;
• резиновые груши, стаканы с водой, вертушка, зажигалка или свеча, перо птицы;
• ватман, на котором нарисован незаконченный рисунок с транспортом будущего, фломастеры;
• ватман с изображение созвездий и букв;
• быстрая и медленная музыка;
• «парашюты» с загадками.
Ход.
1. Ребята, отгадайте загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
Что это? Воздух. А есть ли воздух в нашей групповой комнате? Что мы можем о нём сказать? Имеет ли воздух цвет, запах? Вдохните в себя воздух и выдохните. Видите ли вы воздух? А теперь попробуйте задержать дыхание. Долго ли вы сможете не дышать? Давайте сделаем вывод: может ли человек обойтись без воздуха? Без воздуха ни человек, ни животное, ни растение не могут прожить и нескольких минут. А как вы думаете, можно ли воздух почувствовать, услышать и увидеть? Давайте это проверим с помощью простых опытов.
Опыт №1.
Почувствуете ли вы воздух? Помашите ладошками возле своего лица. Что вы почувствовали?
Опыт №2.
Услышите ли вы воздух? Резко сожмите руками резиновую грушу. Что вы услышали?
Опыт №3.
Увидите ли вы воздух?
Опустите конец резиновой груши в стакан с водой и сожмите ее. Что вы увидели?
Опыт №4.
Вот перышко. Если я его просто подброшу, то оно просто упадет вниз. Вот так. Но если его подбросить в теплый воздух, например, над огнем, (воспитатель зажигает зажигалку или свечу, то вы увидите, что теплый воздух поднимается вверх и не дает перышку упасть.
А теперь вопрос для самых смышленых. В нашей групповой комнате тепло, потому что ее нагрели горячие батареи. А где теплее, возле пола (внизу) или возле потолка (вверху? Конечно, возле потолка, потому что тёплый воздух поднимается вверх. Теперь вам станет понятно, почему взрослые не любят, когда вы играете на полу. Возле пола (внизу) всегда холоднее.
Опыт №5.
(Воспитатель наливает в стакан воду до самого края. Прикрывает стакан листом плотной бумаги и, придерживая бумагу ладонью, быстро переворачивает стакан вверх дном. Вода из стакана не выливается.)
Сверху на бумагу давит вода, а снизу воздух. Воздух давит сильнее, поэтому вода из стакана не выливается.
Давайте выясним, как человек использует воздух? Мы с вами используем воздух, когда надуваем воздушные шары, накачиваем воздухом наши мячи, колеса велосипедов или машин. А какими надувными вещами мы пользуемся летом на пляже? (Ответы детей.)
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе, а точнее о воздушном транспорте. Мы с вами отправляемся в большое воздушное путешествие. Нам предстоит лететь, но на чём? Какие вы знаете виды воздушного транспорта? (Ответы детей – самолёт, планер, воздушный шар, дирижабль.)
А вы хотите отправиться в прошлое воздушного транспорта? Тогда садитесь в машину времени! (Показывает часы с изображением прошлого и настоящего воздушного транспорта.) Что нам нужно сделать, чтобы попасть в прошлое? (Повернуть стрелку часов назад.) В путь! (Воспитатель или ребёнок переводит стрелку часов. Звучит быстрая музыка.)
2. Ещё с древних времен мечтали летать, как птицы. Одним из таких был юноша Икар. (Показ иллюстрации.) Он очень любил наблюдать за птицами. Однажды Икар решил сде-лать крылья, как у птиц. Он собрал перья и соединил их с помощью воска. Икар взобрался на высокую гору и, надев крылья, взлетел. Он парил высоко-высоко. Ему было хорошо, и он забыл, что подниматься высоко к солнцу опасно. Воск растаял, и крылья рассыпались, Икар упал со страшной высоты и разбился. Такую легенду сложили люди в Древней Греции.
Из истории известно, что в древности все попытки людей летать с помощью искусствен-ных крыльев были безуспешны. Старинные китайские книги рассказывают о том, что лю-ди в Китае давно научились подниматься в ветреную погоду в небо на больших воздуш-ных змеях, которые привязывались прочными тросами к повозкам, запряжённым лошадь-ми. Однако воздушный змей только поднимает человека в небо, но не может переносить его по воздуху на большие расстояния, то есть не является транспортным средством.
3. По-настоящему человек впервые полетел на воздушном шаре. (Показ иллюстрации.) Но что же заставляет шар подниматься вверх? Тёплый воздух. Я уже говорила вам, что тёплый воздух поднимается вверх. Это происходит потому, что тёплый воздух легче холодного. Воздушный шар наполняют тёплым воздухом, поэтому он и поднимается вверх.
Лишь одним ветрам послушным,
Поднимался шар воздушный.
Матерчатые шары, наполненные горячим воздухом, могли не только поднимать людей в небо, но и переносить их по ветру на довольно большие расстояния. Плохо только, что управлять полётом шаров было сложно. Первые воздушные шары появились более двухсот лет назад. Примерно через сто лет появились и управляемые, наполненные лёгкими газами дирижабли и аэростаты. (Показ иллюстрации.) На что они похожи? (На воздушный шар.) А чем они отличаются? (Формой. Шар круглый, а они вытянутые.) Правильно, а ещё у них появился двигатель и пропеллер.
Перед нами шар воздушный,
Он огромный, словно дом.
Путешествие продолжим,
Полетим сейчас на нём.
(Дети берут в руки воздушные шары и под музыку идут по кругу)
Полетели …1, 2, 3, – лети! (Дети отпускают воздушные шары, которые сразу поднимаются вверх, и занимают свои места)
С тёплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля –
Словно на картинке.
4. Мечта о крыльях не давала людям покоя. И вот однажды один человек построил лёгкий планер. Он подвязал себя к нему и побежал вниз по склону холма. Воздух поднял его, оторвал от земли, и человек плавно опустился вниз. Отсюда и пошло название – планер. Планер с одним крылом назвали «моноплан», а с двумя крыльями «биплан».
Точь-в-точь, как самолёт,
В кабине есть пилот.
Но в голубых просторах
Летает без мотора.
Итак, продолжаем наше путешествие на планере. Но как же он полетит без мотора? Его понесет ветер. А откуда берется ветер? Солнце нагревает воздух в одном месте и нагретый теплый воздух поднимается вверх. И тут на его место врывается холодный воздух. Вот это перемещение, движение воздуха и есть ветер. Каким бывает ветер? (Сильным, легким, тёплым, холодным, ураганным.) Одинаков ли ветер в разные времена года? Как определить силу ветра? Если ни один листочек на дереве не шелохнется, это значит, что ветра нет. Если колыхаются лишь маленькие веточки, то ветер слабый. Если пригибаются большие ветви – это сильный ветер. А как называют очень сильный ветер? Ураган. А если ветер шумит над морем и вздымает огромные волны? Это шквал или шторм. А как вы думаете, умеет ли ветер работать? Ветер надувает паруса кораблей, сушит белье, кружит мельницы и ветряки (Ветряные электростанции.) Всегда ли работа ветра полезна? Взгляните на эти картинки. (Показ иллюстраций.) Сильный ветер может наделать много бед: разрушить дома, сломать деревья, перевернуть корабли. А пока нам нужен ветер для того, чтобы полететь на планере. Ваши планеры готовы? Отправляемся в полёт, приготовились, полетели!
Планеры в небе свободно парят,
Звёзды на крыльях под солнцем блестят.
Мы над землею бесстрашно летим,
Сделали круг. На посадку спешим.
Из чего делали планер? (Из дерева.) Значит, какой он был? (Деревянный.) Как называется человек, который управляет планером? (Планерист.) Как делает планер в воздухе, когда летит? (Планирует.)
5. Затем появились первые самолёты – аэропланы. (Показ иллюстраций.) Они были сделаны из дерева и парусины, с малым количеством металлических деталей. На протяжении всего времени самолёты усовершенствовались, улучшались. Современный самолёт может перевезти сотни пассажиров. Он стал удобным средством передвижения на большие расстояния.
Человек умел мечтать,
Человек хотел летать!
Миновал за годом год -
Появился самолет!
Он в воздушном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами
Отливает серебром.
Садитесь скорее на самолёт!
Руки в стороны – в полёт Дети расставляют руки в стороны.
Отправляем самолёт. Покачивают руками.
Правое крыло – вперёд, Выбрасывают правую руку вперёд.
Левое крыло – вперёд. Выбрасывают левую руку вперёд.
Раз, два, три, четыре – Присаживаются на корточки.
Полетел наш самолёт. «Заводят» моторы.
Самолёты загудели, Руки в стороны.
Самолёты полетели, Бег.
На площадку тихо сели. Приседают.
6. А какой ещё воздушный транспорт может перевозить пассажиров и грузы?
Заворчу, зажурчу,
Лопастями заверчу,
В небеса улечу. (Вертолёт.)
Вот таким вертолёт был раньше. (Показ иллюстраций.) Ребята, а какие возможности у вертолёта? (Ответы детей.) Вертолёт тоже стал удобным средством передвижения, так как для его взлёта и приземления не нужна длинная взлётная полоса. Он может не только летать в любом направлении, но может и зависать в воздухе.
С незапамятных времён человек мечтал научиться летать. Воздушный змей, дельтаплан, планер свободно парят в небе. Их поддерживают воздушные потоки. Воздушный шар летает потому, что легче воздуха. Он наполнен лёгким горячим воздухом. Братья Монгольфье, которые изобрели шар и были его первыми пассажирами, пролетели на нём 25 минут. Первым, кому пришла в голову мысль о воздушном винте, был знаменитый итальянский художник Леонардо да Винчи. Летать по небу без винтов-пропеллеров дирижабль не может. Есть винт – пропеллер у вертолёта. Он наверху. У самолёта тоже есть крылья и обязательно мотор с винтом – пропеллером, или с турбиной, или с реактивным двигателем.
7. Ребята, а на чём можно спускаться с самолёта? (На парашюте.) (Показ иллюстрации.)
Зонтик есть, весь белый-белый,
Он большой и очень смелый.
Он по воздуху летает,
С облаков людей спускает.
А сейчас взгляните на маленькие парашюты. На них написаны загадки и пословицы. Давайте прочтём их и отгадаем.
Не машет крылом, а летает.
Не птица, а всех обгоняет. (Самолет)
Что за птица: песен не поет,
Гнезда не вьет, людей и груз везет? (Самолет)
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост –
Понесется до звезд. (Ракета)
- «Что это, что это!» - все кричат,
В небе зонтики летят. (Парашюты)
По полю рыщет,
Поёт да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)
Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
Давайте спустимся на парашютах на берег моря. Люди не раз замечали, как легко дышится возле моря. Морской воздух очень целебный, лечебный. Вот почему так часто на берегу моря строят санатории, дома отдыха. Именно целебный воздух и море привлекают людей в приморские города. К сожалению, не все это понимают. Заводы и фабрики загрязняют воздух, загрязняют его и машины выхлопными газами. Дымным воздухом дышать тяжело и вредно для здоровья. Поэтому людям нужно заботиться о чистоте воздуха.
8. Ребята, как называется пространство, которое находится далеко от земли, и в котором нет воздуха? (Космос.) А какой самый быстрый вид транспорта, который запускается в космос? (Ракета. Космический корабль.) (Показ иллюстраций.)
Чудо птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд.
Ни хвоста, ни крыльев нет,
А летает до планет.
В наше время люди наслаждаются полётом на самолётах самых разных конструкций, планерах, дельтапланах, а также и на нарядных воздушных шарах. Конструкторы ведут разработку скоростного самолёта-ракеты, который будет взлетать, как ракета, а приземляться, как самолёт. Удалось облететь Землю и на космическом корабле. А кто был первым космонавтом? Первый космонавт, которому удалось это сделать, был наш соотечественник Юрий Гагарин. Произошло это 12 апреля 1961 года. Американским астронавтам удалось уже побывать на Луне. А сейчас люди готовятся к полёту на загадочную планету Марс.
Как вы думаете, через много лет изменится ли воздушный транспорт? (Да, изменится.) Посмотрите, художник хотел нарисовать транспорт будущего, который полетит к звёздам, начал, но не закончил рисунок. Дорисуем его? Возьмите фломастеры. У нас осталось мало времени до полёта. Поэтому рисовать будем парами. Приготовились, рисует первая пара. Раз, два, три. (Дети, под счет, рисуют на листе бумаги, в центре которого нарисован овал.) Теперь рисует вторая пара. Раз, два, три… (Аналогично остальные пары детей.) Готово? Посмотрим, что у вас получилось?
Кто знает, как называется скопление звёзд на небе? (Созвездие.) Посмотрите, в этом созвездии спрятались буквы. Вы их узнали? Назовите. (На листе бумаги среди звёзд зашифрованы буквы). А теперь придумайте нашему космическому кораблю необычное название, но так, чтобы оно содержало один из звуков, которые вы сейчас называли. (Например: звездоплан, лунозвёзд)
Так как вы нарисовали транспорт будущего, то и отправимся мы в будущее. Можем мы полететь в космос в наших костюмах? Что мы должны надеть? (Скафандры.) Что это такое? (Космические костюмы.) Воздух накрывает Землю как одеяло. Со всех сторон. Чем выше от Земли, тем воздуха меньше. Воздух, окружающий Землю, давит на все предметы, находящиеся на ней. И конечно, на нас в вами. В космосе воздуха нет совсем. Вот почему космонавты всегда в скафандрах, куда по трубкам подается воздух. Иначе космонавтам было бы нечем дышать. Возьмите космические шлемы и приготовились к полёту.
А сейчас мы с вами, дети, Хлопки.
Улетаем на ракете. Руки сложены над головой.
На носки поднимись, Поднимаются на носочках.
А потом руки вниз. Опускают руки вниз.
Вот летит ракета ввысь! Руки поднимают вверх.
Пять, четыре, три, два, один – ПУСК! Закройте глаза. Мы летим с огромной скоростью. У нас становятся тяжелыми руки, ноги, голова. На тело давит огромная сила. Притяжение земли чувствуется все сильнее и сильнее. Кажется, что уже нет сил… ВСЁ! (звучит громкая, быстрая музыка). Откройте глаза. Мы вырвались из земного притяжения и находимся в состоянии невесомости. Наше тело становится лёгким, невесомым, движения плавными и выразительными. (Звучит медленная, тихая музыка, дети выполняют плавные танцевальные движения). А теперь, пристегните ремни. Посмотрите в иллюминатор. (Дети рассаживаются по местам). Видим силуэты каких-то строений. Интересно, где мы находимся? (Детям предлагается для просмотра силуэты достопримечательностей г. Ульяновска.) Но мы же с вами в будущем, а здания остались такими же красивыми, как и столетия назад. Почему, как вы думаете? (Потому что жители заботятся о городе, любят его, ухаживают за ним, сажают новые парки, строят дороги, реставрируют здания). Какими выразительными словами можно сказать о нашем городе? Каждый назовёт только одно слово, какой твой город? (красивый, любимый, светлый, культурный) Наш город принимает много гостей. Значит, какой он? (гостеприимный). Если в нем живёт много людей, какой он? (многолюдный).
Время нашего путешествия заканчивается и нам надо вернуться домой. Раз, два, три – снова в сад вернулись мы! Вот мы и дома.
9. Сегодня мы с вами вспомнили всё, что знаем о воздушном транспорте. Давайте построим из карточек «воздушную дорогу времени». Вспомните, как развивался воздушный транспорт, что появилось сначала, а что потом. Молодцы!
А теперь давайте поиграем в игру «Воздушные профессии». (Дети встают в круг, в центре круга – воспитатель. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч одному из детей. Ребёнок, ответив на вопрос, бросает мяч обратно.)
• Кто управляет самолётом? (Лётчик.)
• Как по-другому можно назвать лётчика? (Пилот.)
• Кто обеспечивает связь с землёй, с аэропортом во время полёта? (Радист.)
• Кто проверяет правильность курса самолёта? (Штурман.)
• Кто проверяет исправность всех приборов и механизмов самолёта, вертолёта или космического корабля? (Инженер или борт-инженер.)
• Кто помогает пассажирам, приносит им обед и разносит напитки? (Стюардесса.)
• Кто готовит самолёт к полёту на земле? (Механики, рабочие на аэродроме.)
• Как можно называть людей, которые строят самолёты? (Самолётостроители.)
• Как называется профессия человека, который придумывает новые модели самолётов? (Конструктор.)
• Кто испытывает новые самолёты? (Лётчик-испытатель.)
• Как можно назвать пилота вертолёта? (Вертолётчик.)
• Кто управляет полётом космического корабля? (Пилот космического корабля или космонавт.)
• Как можно назвать людей, которые строят ракеты? (ракетостроители.)
Сегодня мы узнали о важности воздуха, о том, что не следует его загрязнять. Рассказали о том, что воздушный транспорт очень важен для жизни человека. Есть военный транспорт, грузовой, космический, для путешествий. С помощью этого транспорта мы узнаём много интересного об окружающем мире: о других городах, странах, планетах.