Саглара Басанова
Серия дидактических игр для обучения калмыцкому языку старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вам серию дидактических игр для обучения дошкольников калмыцкому языку.
1. Дидактическая игра «Птицы нашего края» для подготовительной группы по калмыцкому языку
Цель: Закрепление лексики по данной теме на калмыцком языке.
Задачи: Увеличение и активизирование словарного запаса по данной теме.
Познакомить с некоторыми видами птиц, обитающих на просторах Калмыкии.
Развитие внимания, фонематического слуха, памяти.
Публикация «Серия дидактических игр для обучения калмыцкому языку старших дошкольников» размещена в разделах
Воспитание бережного отношения к природе родного края.
Воспитание интереса к изучению калмыцкого языка.
Оборудование: карточки на основе фотографий птиц, обитающих в Калмыкии и её заповедных местах – зимующих и перелетных, домашних и хищных. Фотографии птиц распечатаны в цвете и ламинированы. На обратной стороне карточки с названиями птиц на калмыцком языке. Все карточки с магнитами.
Варианты игры:
«Домашние и дикие птицы» (Герин шовуд, зерлг шовуд)
На магнитной доске расположены хаотично карточки с фотографиями домашних и диких птиц. Задача детей на одну сторону магнитной доски собрать домашних, а на другую диких птиц произнося их название на калмыцком языке.
«Зимующие и перелётные птицы» (Увлздг шовуд, дулан газрур нисдг шовуд)
Детям предлагаются фотографии перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц, произносят их название на калмыцком языке.
«Четвертый лишний» (Дёрвдгчнь улю)
Воспитатель предлагает детям четыре фотографии птиц. Дети выбирают лишнюю птицу, называют ее на калмыцком языке.
«Назови хищных птиц» (Махсг шовуд неряд)
Нужно найти хищную птицу и назвать ее на калмыцком языке.
Домашние птицы (Герин шовуд)
Перелетные птицы (Дулан газрур нисдг шовуд)
Зимующие птицы (Увлздг шовуд)
Хищные птицы (Махсг шовуд)
Птицы озера Маныч-Гудило (Манц нурин шовуд)
2. Дидактическая игра «Кто улетел? Кого нет?» по теме «Насекомые» (Хорха-хотн)
Цель: Закрепить изученную лексику по данной теме.
Задачи: Учить правильному произношению слов на родном языке.
Развивать внимание и память.
Оборудование: Карточки с изображением насекомых с названиями на калмыцком языке.
Ход игры: Воспитатель рассказывает детям о насекомых и предлагает поиграть в игру. На столе картинки насекомых, дети их называют, затем они закрывают глаза. Тем временем убирается одна из картинок. Дети должны угадать какого насекомого не хватает и сказать на калмыцком языке.
3. Дидактическая игра : «Природа» «Йиртмж. Йиртмжин бяядл».
Цель : Закрепить лексические единицы по данной теме.
Задачи : Развивать внимание, мышление, и родную речь. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение правильно вести себя во время разных природных явлений. Воспитывать интерес к изучению калмыцкого языка.
Оборудование: Карточки с изображением объектов природы, природных явлений с названиями на калмыцком языке.
Ход игры: Детям раздаются карточки с изображением объектов природы. Воспитатель называет на калмыцком языке объекты природы и природные явления, дети поднимают карточки с изображением названого явления или объекта.
4. Дидактическая игра «Моя семья» (Мини орк-бюл)
Цель: Закрепить изученную лексику по данной теме.
Задачи : Научить составлять короткие предложения на калмыцком языке. Развивать память, внимание, фонематический слух.
Ход игры: Пособие из двух скрепленных кругов большого и малого. На большом круге картинки с изображением членов семьи, на малом картинки с предметами. Дети начинают так: «Нанд бяяня эк, эцк, ээж, аав, ах, дю кёвюн, дю кююкн, эгч. Затем сопоставляя с малым кругом выбирают картинки с изображением предметов и составляют предложения. «Мини эк хот чанна. Ах дегтр умшна» и т. д.
5. Дидактическая игра "Веселое лото"
а)По теме «Посуда. Продукты питания» б) «Одежда и обувь»
Цель: Обогащать лексику, закрепить словарь по данным темам.
Задачи: Развивать внимание и память. Учить правильно и четко называть предметы на калмыцком языке. Воспитывать у детей умение выслушивать товарищей, не перебивая их.
Оборудование: 24 карточки с картинками, 4 игровых поля в каждом по шесть картинок, 24 разноцветных прямоугольных жетона.
Ход игры: Игра по принципу «Лото». Воспитатель показывает и называет картинки с изображениями на калмыцком языке, дети смотрят и слушают, если находят у себя на игровом поле такой же предмет накрывают его жетоном. Чье поле быстрее заполнится тот должен назвать предметы на картинках, которые закрыты жетонами. 2-й вариант – нужно назвать слова по одной из тем и назвать обобщающее слово.
Таким образом дети учат слова и обогащают лексический запас на калмыцком
языке.
Дидактическая игра "Посуда. Продукты питания" (Ааг- сав, хот-хол)
Дидактическая игра "Одежда и обувь" (Хувц-хунр, госн-башмг)