Оксана Попова
Конспект занятия «Сердце и сосуды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать детям первое представления о крови и кровеносной системе.
Задачи: - познакомить детей с понятиями кровь, сердце, сосуды, пульс;
- развивать любознательность;
- формировать способность анализировать результаты опытов.
Материал и оборудование: манекен с органами, 1,5 л бутылка воды, спринцовка, соединённая с капельницей, раствор марганцовокислого калия, спички и фонендоскопы (по количеству детей, электрические лампы, таз.
Публикация «Конспект занятия „Сердце и сосуды“» размещена в разделах
Воспитатель. Ребята, закройте глаза и представьте, что на вашу макушку сел солнечный зайчик. Он добрый и веселый погладьте его. Теперь зайчик прыгает по вашим щечкам, погладьте его. Вот он дотронулся до вашего рта и ротик заулыбался. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу. Молодцы, так мы подняли друг другу настроение. Мы уже много раз говорили о том, как устроен человек, как работают его органы. Давайте с вами поиграем, я буду называть органы человека, а вы показывайте их по очереди на манекене: лёгкие, печень, желудок, кишечник, сердце (дети показывают). А ещё есть очень важном органе в нашем организме. А называется он. Я, кажется, забыла, как он называется. Вы должны мне помочь. Отгадайте загадку:
Холодное, но не космос,
Горячее, но не пламя,
Ему не хочется покоя.
Стучит оно в груди тук – тук – тук.
Аудиозапись: «биение сердца»
Дети. Сердце.
Воспитатель. – Ребята, как оно стучит.
Дети. Песенка сердца – тук–тук–тук.
Воспитатель. А если вы волнуетесь?
Дети. Часто - "тук, тук, тук, тук"
Воспитатель. Если вы испугались?
Дети. Медленно - "тук – тук – тук". Поэтому и говорят, "выскочит сердце от испуга".
Воспитатель. А теперь попробуем прохлопать биение сердца. Как вы думаете, что мы с вами сейчас показали?
Дети. Как работает сердце.
Воспитатель. Молодцы. А ещё есть у человека сосуды, вены, аорта. Ну, если вам это интересно, то я предлагаю всем надеть халаты и стать исследователями и узнать много нового о сердце и крови.
Воспитатель. В вашем организме есть кровь?
Воспитатель. Вы её видели?
Дети (ответы).
Воспитатель. Как она выглядит? Опишите её
Дети (жидкая, красная, липкая, вязкая).
Воспитатель. Если ли кровь у животных?
Дети (ответы).
Воспитатель. Кровь, которая вытекает из раны, немного другого цвета, чем та, которая находится внутри организма. Чтобы узнать её цвет, повернитесь лицом к электрической лампе, сложите ладошки вместе и прикройте ими глаза. Прикрывайте плотнее, чтобы свет не проникал сквозь пальцы. Глаза не закрывайте. Посидите спокойно, пусть глаза привыкнут к темноте. Через ладошки просвечивается кровь. Какого она цвета? Отличается она от той крови, которую вы видели?
Дети (ответы).
Воспитатель. А кто знает, для чего нужна кровь?
Дети (ответы).
Воспитатель. Наше сердце похоже на насос. Оно присматривает за реками, которые текут от него и в него впадают, (показываю на рисунке) Представьте себе пароходы, которые везут грузы. Так и сердце, сокращаясь, выталкивает красную реку крови в "Артерии" (показываю). По ней пароходы с "кислородом" и питательными веществами из съеденной нами пищи отправляются в путешествие по всем клеточкам нашего организма. Но самое удивительное- кровяные "пароходики", отдавая полезные вещества, забирают из организма вредные и везут их по синим венам. Эти реки – сосуды так и называются – Артерии и Вены. Так для чего нужна кровь.
Дети. Кровь переносит кислород, пищу по всему организму, а уносит ненужные вещества.
Воспитатель. Верно, молодцы. Вы хотите поиграть в игру.
Дети. Хотим.
Игра: «Кровяные пароходики»
1 команда «Артерия»
2 команда «Вена»
стоят ящики друг против друга
1 ящик с красными кубиками, 2 ящик с синими кубиками. По сигналу дети, переносят кубики, пока они поменяются местами.
Воспитатель. Вот также и кровь течет по сосудам- не переставая. Как вы сказали - кровь жидкая, и у каждого человека её достаточно много. Ребята, как вы думаете у ребёнка и у взрослого одинаковое количество крови?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему?
Дети (ответы).
Воспитатель. У вас её примерно 1,5 л - вот столько (показать 1,5-литровую бутылку воды, у ваших мам примерно 3 таких бутылок, у пап – 4 бутылки. Разное количество крови у детей, женщин и мужчин можно объяснить различно массой тела, ростом, полом и возрастом.
Воспитатель. Ребята, вы некогда не задумывались, почему кровь из нас не выливается?
Дети (ответы).
Воспитатель. Кровь не просто налита в организм, как вода в бутылку, а течёт по особым трубочкам, которые называются сосудами. Они имеют разную толщину. Толстые сосуды мы легко можем увидеть, а тонкие не увидишь.
Давайте рассмотрим толстые сосуды у себя под кожей. Положите руки на стол ладошками вверх. Найдите сосуды у себя на запястье. Видите, синеватые полосочки? Это и есть сосуды.
А как же доказать, что есть и тонкие, невидимые сосуды? Положите руки на стол ладонями вниз. Посмотрите на кожу и ногти, какого они цвета?
Дети. Розового цвета.
Воспитатель. Верно. А теперь возьмите спичку и надавите на ноготь. Уберите спичку. Снова надавите. Как меняется цвет ногтя?
Дети. Ноготь то бледнеет, то снова розовеет.
Воспитатель. Почему ноготь розовеет?
Дети. В нём есть кровь.
Воспитатель. А почему при надавливании спичкой он становится белым?
Дети. Потому что сосуды пережаты, и кровь к ногтю не поступает.
Воспитатель. Ребята, помните, когда вы ранили кожу, то текла кровь. А почему она течёт? Кто её толкает?
Дети. Кровь толкает сердце.
Воспитатель. Верно. Сердце – один из самых важных органов нашего организма. Именно оно заставляет течь кровь по сосудам. Сожмите кулак и посмотрите на него. Вот такой размер имеет ваше сердце. А у меня вот такое сердце. Вы растёте, и растёт ваше сердце.
- Знаете, где оно находится? Оно лежит немного левее центра грудины (показать на одном ребенке). Теперь покажите на себе, где лежит ваше сердце. Приложите кулак к этому месту. Сожмите кулак, потом чуть-чуть расслабьте, сожмите – расслабьте. Так работает сердце. Сердце сжимается – кровь выталкивает, ещё сжимается, снова выталкивает.
- Сердце выталкивает кровь порциями. Сейчас мы с вами проведем опыт. Спринцовка – это «сердце», в ней жидкость – «кровь», соединяем спринцовку с прозрачной трубочкой «вена». Слегка нажимаем «сердце» выталкивает «кровь» по «венам», «сосудам».
Воспитатель. Ребята, сердце очень важный сложно устроенный орган, в нём есть специальные отверстия, через которые течёт кровь. Они, то открываются, то закрываются. Закрываются они с шумом, как дверь (открыть и закрыть дверь). Ребята, а вы хотите послушать, как работает сердце.
Дети. Хотим.
Воспитатель. Дети, станьте парами, повернитесь лицом друг к другу. Те, кто находится слева, стоят прямо, а те, кто находятся справа, наклонитесь и приложите ухо к груди своего товарища – к тому месту, где находится сердце. Можете послушать удары сердца не только на груди, но спине. Молодцы! А теперь поменяйтесь ролями.
Дети (ответы).
Воспитатель. Здоровое сердце стучит ровно и спокойно всю жизнь. Вы ещё не родились, а сердце уже работало. Оно никогда не устаёт, никогда не останавливается, а отдыхает в перерывах между ударами.
А сейчас мы узнаем, что будет с сердцем, когда мы бегаем. Для этого вспомним физкультминутку «Бег».
Начинаем бег на месте! Веселее, дружно, вместе.
2- 3- 4- 5- никому нас не догнать.
1- 2- 3- 4- бегаем по всей квартире.
1 -2- 3- 4- 5-6 – надо всем на место сесть.
Послушайте сердце ухом друг у друга. Как же оно стучит?
Дети (ответы).
Воспитатель. Если человек занимается спортом или физкультурой, его сердце работает быстрее. Оно становится сильнее. Покажите с помощью кулака, как работает сердце после физкультуры (дети быстрее и чаще сжимают кулак).
Ребята, у врачей есть специальный прибор, чтобы слушать сердце, через него удары лучше слышны. Я вам принесла такие приборы, а называются они фонендоскопы. Их концы надо вставить в уши, а круглую часть приложить к груди. Кладите её на разные места и определите, где сердце слышно лучше всего. Но только прибор нельзя передвигать по коже. Надо его аккуратно ставить и аккуратно снимать.
Дети (ответы).
Воспитатель. Толчки крови можно почувствовать и на крупных сосудах. Это называется «пульс». Давайте повторим это слово вместе
Дети. «пульс»
Воспитатель. Сначала найдем пульс на шее. Приложите к ней кончики пальцев вот здесь (пульс прослушивается кончиками пальцев с обеих сторон шеи чуть ниже угла нижней челюсти) сильно не сдавливайте сосуды, иначе пульс не будет слышен. Теперь поищите пульс на висках (пульс обнаруживается в ямке около середины ушной раковины).
Вот мы и познакомились с сосудами и сердцем.
Давайте закрепим материал в игре «Вопрос-ответ».
-какого размера сердце?
-Что делает сердце?
-Как услышать песенку сердца?
-Как сохранить свое сердце
-Куда поступает кровь с кислородом?
Сердце надо беречь, оно должно служить вам всю вашу длинную жизнь. Сердце надо укреплять физкультурой. Надо заботиться о своём здоровье.
Литература: 1. А. И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» творческий центр «сфера Москва 2004г».
2. «Я познаю себя» валеологические сценарии для детей дошкольного возраста. Опыт работы Центра развития №44 г. Шахты. В. В. Герасимова, Г. Н. Калайтанова, А. К. Сундукова. Ростов-на-Дону 2000г. 3. Полная энциклопедия «Человек».
3. Полная энциклопедия «Человек» Юлия Школьник 2007г.