Татьяна Енькина
Сенсорный тренажер в работе с детьми, имеющими нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорный тренажер в работе с детьми, имеющими нарушения речи. «Сенсорное полотно» для развития ручной моторики представляет собой полотно из ткани, на которое с помощью пуговиц крепятся мешочки. Эти мешочки имеют разный размер : четыре маленьких и четыре больших. Каждый мешочек имеет свой цвет: синий, желтый, красный, зеленый, коричневый, розовый, оранжевый, салатовый. А также они имеют разное наполнение : горох, фасоль, пшено, песок, камешки, пенопласт, ракушки, макароны. Мешочки могут иметь и другое наполнение, в зависимости от целей и лексической темы занятий. Каждый мешочек затягивается шнурком и имеет петельку. Петельки имеют разный размер, они соответствуют размеру пуговиц на полотне.
Публикация «Сенсорный тренажер в работе с детьми, имеющими нарушения речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
«Сенсорное полотно» это простое, доступное и интересное для детей пособие. В ходе игры с ним необходимо расшнуровывать, затягивать шнурок, застегивать пуговицы, манипулировать с мелкими предметами, ощупывать их, узнавать тактильно и т. д. Игровые упражнения по развитию мелкой моторики способствуют развитию сенсорного восприятия и поддержанию стойкого интереса на протяжении всего занятия, что очень важно в работе с детьми, страдающими речевой патологией.
«Сенсорное полотно» выполняет роль многофункционального пособия, так как в течение занятия развивается не только тонкая моторика пальцев рук, но и происходит обогащение словаря, сенсорное развитие, формирование лексико-грамматического строя.
Игра с таким пособием не требует от ребенка волевых усилий. Вся работа выполнялась в ходе игровых ситуаций. А ребенок, выполняя определенные действия, не замечает, как у него образуются новые слова. Затем эти слова включаются в предложения, таким образом происходит развитие связной речи. Играя, дети сначала просто озвучивают свои действия, постепенно из отдельных разрозненных фраз формируется небольшой рассказ, который в конце работы ребенок может воспроизводить самостоятельно.
Наряду с развитием тонкой моторики пальцев рук, совершенствованием координационных способностей детей, занятия с использованием «сенсорного полотна» способствуют развитию внимания детей, у детей формируются сенсорные представления о цветах и различениях их. С помощью этого пособия отрабатываются понятия «больше-меньше», формируются представления о форме. Так же с опорой на наглядность (мешочки и их наполнение) ребенок овладевает счетом. Установлено, что развитие счета идет от развернутой материальной формы «сосчитывания» количеств к более совершенной – речевой.
Этот переход связан с отработкой и автоматизацией ручного компонента счета, с постепенной передачей счетной функции слову. Слово, аккумулируя опыт руки, становится основным носителем счетного акта и претерпевает определенные изменения: от формы громкого счета к счету «про себя». Детям предлагалось считать «мешочки», пуговицы на полотне, наполнители мешочков, которые они перекладывали. Занятия с использованием сенсорного полотна позволяют решать задачи математического развития детей, то есть овладения ими количественными представлениями: прямым, обратным или порядковым счетом.
Для формирования пространственных представлений ребенка просят пристегнуть мешочек в левый верхний угол, в нижний правый и т. д. Либо пристегнуть сначала все большие мешочки, затем все маленькие. Например дается следующая инструкция: «Пристегни только те мешочки, наполнитель которых имеет круглую форму, теперь вытянутую форму и т. д.». Таким образом сенсорное полотно является тренажером для развития ориентировки в пространстве.
Описанные выше возможности сенсорного полотна в работе с детьми дают основание считать его полезным элементом полифункциональной предметно-развивающей среды дошкольного или школьного учреждения. Многофункциональность пособия позволяет использовать его в работе разных специалистов : воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, учителей-логопедов, педагогов – психологов и др.
Сенсорное полотно может стать интересным и полезным компонентом домашней игровой среды и применяться родителями в занятиях с детьми, ведь оно компактно, удобно в хранении и не требует много места для занятий с ним.
Сенсорное полотно можно рекомендовать в качестве самостоятельного игрового оборудования, а также в сочетании с другими игровыми модулями. Особенно в сочетании с сенсорной тропой, для совместного развития тактильных ощущений рук и ног.
Занятия на сенсорном полотне позволяют изучать, формировать и развивать у детей:
• Тонкую чувствительность пальцев рук.
• Связную речь, лексико-грамматический строй речи.
• Способность к словесной регуляции движений (умение рассказать о выполненном задании).
• Ориентировку в пространстве.
• Произвольность и осознанность выполняемых действий.
• Внимание.
• Цветоразличение.
• Прямой, обратный и порядковый счет на наглядном материале, счет дискретных и непрерывных множеств.
Пример игры с использованием «Сенсорного полотна».
Лексическая тема: «Лето».
Педагог задает вопрос: «Летом на улице прекрасная теплая погода. Я предлагаю тебе отправится на море. А ты любишь загорать? Куда мы ездим, чтобы покупаться и позагорать? Правильно на пляж. Что обычно есть на пляже? (песок). Ощупай все мешочки и догадайся, в каком из них песок?». Ребенок ощупывает каждый мешочек, определяет, на что похоже содержимое, называет свои ощущения и высказывает свои суждения: «внутри палочки, шарики и т. д.». Затем педагог просит отстегнуть нужный мешок, расшнуровать его и посмотреть прав ли ребенок. После этого педагог снова задает вопрос: «А что еще можно найти на пляже? (камешки, ракушки)». Ребенку снова нужно найти нужные мешочки и проделать то же самое, что и с мешочком с песком.
Так же педагог может попросить ребенка переложить по одному камешку (ракушке) на стол, сосчитав их.
После этого мы просим вспомнить, куда мы отправились? (на море, на пляж). Что мы искали? Что нашли? (песок, ракушки, камешки). Что с эти можно сделать? И составляем небольшой рассказ.