Татьяна Глушицина
Методическое пособие для детей 5–7 лет с ОВЗ «Сенсорные игры с крупой»
▼ Скачать + Заказать документы
пояснительная записка
Данный материал будет полезен любознательным родителям, педагогам дошкольного воспитания.
На мой взгляд, сенсорное развитие детей - это удивительный источник обогащения детского словаря, развитие мелкой моторики рук, совершенствование детского мышления и других психических процессов.
Рисование песком (манкой) – занятие не просто увлекательное, для дошкольника это открытие нового волшебного мира песочных историй.
Темочки:
- Крупы. Игры с крупами, дидактические пособия
- Крупы. Поделки из круп
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Работа с родителями
- Темочки
Игры предназначены для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями, используются как в индивидуальной работе с одним ребенком, так и на занятиях с подгруппой.
Цель: создание эмоционально положительного настроя.
Задачи:
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
- развитие сферы тактильного восприятия, мелкую моторику пальцев;
- развитие гибкости мышления, памяти, внимание;
- развитие речи
- развитие дыхания
- закрепление образа буквы
Игровой материал представлен в виде деревянного (пластикового) короба с крышкой и песком (манкой).
С пособием ребенок должен работать вместе со взрослыми.
Важно следить, чтобы ребенок не переутомлялся.
Сенсорные игры с песком повышают эффективность коррекционно – развивающей работы с детьми.
Такой подход дает возможность смены впечатлений, деятельности, снижает психоэмоциональное напряжение и утомляемость у детей.
Картотека
сенсорных игр с крупой
Сенсорная игра «Дождь»
Цель: создание эмоционально положительного настроя
Для детей с ОНР и РДА 5-7 лет.
Индивидуальная форма проведения
Правила игры
Педагог вовлекает ребенка в игру. Ребенок самостоятельно сыпет крупу.
Ход игры
Педагог предлагает ребенку послушать, как барабанит дождь, пересыпая крупу в емкость. Ребенок охотно самостоятельно берет крупу в руку и пересыпает в емкость.
В завершении работы ребенок повторяет за педагогом:
Дождик кап-кап-кап
Игра «Шумелочки»
Цель: развитие слухового внимания
Для детей с ОНР и РДА 5-7 лет.
Индивидуальная форма проведения
Правила игры
Педагог дает прослушивать ребенку по одному звуковому грибочку.
Ребенок ищет похожий звук.
Ход игры
Педагог предлагает ребенку прослушать звуковые грибочки - шумелочки. Ребенок находит нужный грибок.
В завершении работы ребенок отмечает понравившийся грибок.
Игра «Покорми птичку»
Цель: возникновение эмоционального контакта с педагогом
Для детей с ОНР и РДА 5-7 лет.
Индивидуальная форма проведения
Правила игры
Ребенок самостоятельно раскладывает крупу по тарелочкам.
Ход игры
На столе рассыпана крупа и лежат две тарелочки.
Педагог предлагает ребенку посмотреть на фигурку птичку. «Вот прилетела к нам птичка. Птичка хочет кушать. Помоги разложить крупу по тарелочкам».
«Давай позовем птичку кушать. Кушай, птичка, зернышки»
Ребенок проговаривает предложение.
В завершении работы ребенок подносит птичку к тарелочкам и кормит.
Игра «Найди клад»
Цель: переживание приятных эмоций
Для детей с ОНР и РДА 5-7 лет.
Индивидуальная форма проведения
Правила игры
Ребенок самостоятельно опускает в бассейн с крупой руки, называет, какие фигурки он нашел.
Ход игры
На столе стоит бассейн с крупой. В бассейне спрятаны мелкие игрушки. Педагог предлагает ребенку опустить руки в бассейн с крупой, пошевелить пальчиками. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложить ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Найди фигурку.
Ребенок называет фигурку.
В завершении работы ребенок отряхивает ручки от крупы.
Авторская игра «Нарисуй»
Цель: закрепление звуков в чистоговорках.
Для детей с ОНР 5-7 лет.
Индивидуальная форма проведения
Правила игры
Педагог предлагает послушать чистоговорку.
Ребенок самостоятельно передает смысл на песке.
Ход игры
Педагог предлагает ребенку послушать чистоговорку и нарисовать, про что говорится в этой чистоговорке.
«Са-са-са - летит оса».
Ребенок рисует на песке осу.
В завершении работы ребенок проговаривает чистоговорку самостоятельно.
Игра «Нарисуй»
Цель: закрепление лексических тем
Для детей с ОНР 5-7 лет.
Индивидуальная форма проведения
Правила игры
Педагог предлагает послушать загадку. Ребенок самостоятельно рисует отгадку на песке.
Ход игры
Педагог предлагает ребенку послушать загадку и нарисовать, про что говорится в этой загадке.
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
Как это называется?
(Машина)
Ребенок рисует машину на закрепление лексической темы «Транспорт»
В завершении работы ребенок перечисляет транспорт самостоятельно.
Игра «Создай картину или коллаж»
Цель: развитие мелкой моторики, воображения
Для детей с ОНР 5-7 лет.
Индивидуальная форма проведения и подгрупповая
Правила игры
Педагог предлагает детям украсить крупой (манкой) елочку или создать целую картину. Дети самостоятельно засыпают крупой картинки.
Ход игры
На столе лежат подготовленные шаблоны. Педагог предлагает детям взять крупу и засыпать шаблон елочку. Укрась елочку снегом.
В завершении работы дети оценивают работу других детей.
По аналогии можно предложить детям другие шаблоны.
«Помоги мышки насыпать крупу в мешочек»
«Церковь в снегу»
«Медвежонок сладкоежка»
Игра «Нарисуй букву»
Цель: закрепление образа буквы
Для детей с ОНР 5-7 лет.
Индивидуальная форма проведения и подгрупповая
Правила игры
Ребенок самостоятельно по памяти или по образцу рисует букву на песке.
Ход игры
Педагог предлагает ребенку нарисовать букву на песке.
В завершении работы ребенок сравнивает букву с образцом.
Сенсорная игра «Тактильные доски»
Цель: развитие тактильного восприятия кончиков пальцев рук
Для детей с ОНР 5-7 лет.
Индивидуальная форма проведения
Правила игры
Ребенок с закрытыми глазами обводит пальцем узор на тактильной доске. Затем на песке воспроизводит очертание.
Ход игры
Педагог предлагает ребенку закрыть глаза и обвести узор на тактильной доске. Затем с закрытыми глазами повторить узор на песке.
В завершении работы ребенок сравнивает узоры.
«Подуй на песок»
Цель: развитие диафрагмального дыхания
Для детей с ОНР 5-7 лет.
Индивидуальная форма проведения
Правила игры
Набирать воздух через нос, не поднимая плечи. Выдыхать медленно и плавно.
Ход игры
1. выровняй дорогу
от детской машинки педагог проводит канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.
2. что под песком? Секрет
Фигурка засыпана песком. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
3. ямка
Ребенок медленно долгой струей выдувает ямку в песке.
4. дорога к другу
Педагог на песке расставляет две игрушки. Ребенок плавной струей должен образовать на песке дорожку от одной игрушки к другой.
«Волшебные следы на песке»
Цель: развитие мелкой моторики рук
Для детей с ОНР 5-7 лет.
Индивидуальная форма проведения
Правила игры
Ребенок по инструкции педагога выполняет движение руками.
Ход игры
«идут медвежата» – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
«прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка;
«ползут змейки» - ребенок делает волнистые движения;
«Резиновый мяч с прыщиками» - ребенок делает дорожки мячиком;
«Зоопарк» - ребенок расселяет животных на песке;
Игра «Ныряние»
Погружение в песок рук. Руки двигаются сверху вниз. Игру можно проводить одной и двумя руками.
Два пловца,
два удальца,
в море синее ныряют,
Два пловца,
два удальца,
в море ножками болтают.
Игра «Отпечатки»
Оставлять на песке отпечатки ладонями, пальцами, костяшками, кулачками.
«Давай с тобой потопаем, потопаем, потопаем,
как слоники (кулачками,
как птицы (соединенными пальцами,
как гусеницы (костяшками пальцев,
как комарики (указательными пальцами».
Игра «Змейка и червячки»
Провести по песку пальцами и ладонью волнообразные линии. Игру можно проводить одной и двумя руками.
- Я – змея!-сказал Червяк.
А Змея:- Какой чудак!
Подрасти бы надо
Да набраться яда.
Использованная литература
Игры для развития и коррекции.
Методические рекомендации и практические советы.
–М. : ИНТ., 2011. -231с
интернет – ресурсы