Светлана Болдырева
Сенсорные коробки как метод развития речи у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорные коробки как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Болдырева Светлана Геннадьевна, воспитатель
МДОАУ детский сад №59 комбинированного вида "Ручеёк" города Орска.
Публикация «Сенсорные коробки как метод развития речи у младших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Аннотация. Развитие речи и сенсорное развитие и является важным этапом формирования личности ребенка в младшем дошкольном возрасте (3-4 года, когда закладываются основы восприятия, моторики, мышления и других когнитивных способностей. Статья рассматривает использования сенсорных коробок как один из методов развития речи для детей 3-4 лет и предлагает педагогические практики, основанные на играх с различными текстурами и материалами. Автор описывает основные виды сенсорных игр, соответствующих возрастным особенностям, и делится рекомендациями по их внедрению в образовательный процесс.
Ключевые слова: сенсорные коробки, младший дошкольный возраст, тактильные ощущения, игры с материалами, сенсорные игры, развитие восприятия, текстуры.
В настоящее время большую актуальность имеет проблема речевого развития дошкольников. В современном мире, где каждый день появляются технологии, облегчающие нашу жизнь, всё меньше трудностей возникает у современных детей, а значит развитие идёт медленнее и не успевает за сенситивными периодами. Все действия, которые совсем недавно были обыденностью, сейчас стали играми (шнуровки, прищепки, пуговицы, крупы и т. п.). Слишком яркие игрушки в большинстве своём направлены на развлечение, а не на развитие таких важных в детском возрасте сенсорных эталонов. Да и многие родители либо проявляют гиперопеку, не давая ребёнку ничего делать самому, либо ограждаются от малыша, сажая его перед телевизором или телефоном. В связи с вышесказанным у ребёнка просто нет потребности во взаимодействии с окружающими людьми, а значит и потребность в речевом общении снижается. А раз нет спроса, то нет и предложения.
Актуальность и серьёзность вопроса развития речи не вызывает никаких сомнений. В современных реалиях необходимо решать эту проблему не только стандартными методами, но и привлекать сюда методики из других сфер развития детей. Современные исследования большую роль отдают сенсорному насыщению малышей как основе речевого становления и развития. Как известно, сенсорное обогащение стимулирует различные органы чувств маленького человека, такие как осязание, обоняние, зрение, слух и вкус. Чем больше у ребёнка будет представлений об окружающем мире и свойствах знакомых предметов, тем более точно он будет ориентироваться в окружающем мире, и тем более обширным будет его словарный запас, что особенно актуально в раннем возрасте и младшем дошкольном возрасте.
Методы и формы сенсорных игр бывают разной направленности, в зависимости от ведущего анализатора. Для развития пространственных представлений можно использовать различные домики, тоннели, балансиры, палатки, дорожки. Развитию зрительного анализатора будут способствовать световые, цветовые игры: «Найди такой же», «Светлячки» и подобные. Слух можно развивать с помощью музыкальных инструментов, музыкальных игр, звуковых коробочек : «Что звучит», «Найди по звуку», «Кто сказал». Для обогащения вкусовых ощущений прекрасно подойдёт игра с фруктами или овощами «Что это», «Назови вкус», «Горький/сладкий». Развитию кинестетических ощущений, а также знакомство с объектами неживой природы и их свойствами будут способствовать игры с различными материалами: песком, глиной, крупами, снегом, водой. Эти материалы могут быть в мешочках, тогда ребенку нужно будет определить содержимое не глядя; могут быть в коробках, где малышу предстоит искать предметы-сюрпризы. Следует обратить внимание на то, что стопы ребё нка тоже являются чувствительным органом и про них забывать не стоит: ходьба летом без обуви и носочков прекрасно помогает развитию тактильных ощущений в стопах.
Хочу остановить ваше внимание на так называемых «сенсорных коробках». Их пользу для тактильного обогащения и речевого развития трудно переоценить. Выбор сенсорного материала и тематической составляющей зависит от ваших целей и задач на данный момент. К примеру сенсорная коробка с молоком (можно использовать подкрашенную воду) будет помогать развивать речевое дыхание (ребёнку нужно дуть через трубочку, чтобы «раздвинуть» воду и найти картинку-сюрприз, словарный запас (если мы вводим новые слова на картинках, умение обобщать (картинки «животные», «посуда» и т. п.). Сенсорная коробка с крупой, в которой прячется куколка или зверушки (которых надо накормить, поможет в развитии мелкой моторики – кормить ложкой голодных, обогатит словарный запас глаголами, прилагательными. Очень оригинально будет использовать в качестве наполнителя желе для ванны и прятать в нём морских животных и рыб. Как никогда актуально цветовое разделение «жителей» коробки. В таких коробках можно играть чем угодно: ложкой, трубочкой для коктейлей, пинцетом, ножницами Монтессори. Использование различных предметов для манипулирования максимально способствует не только развитию мелкой моторики, но и активирует речевые зоны в мозге ребёнка, а значит речь будет формироваться и развиваться быстрее. Наполнение тоже может быть разным: крупы, шишки, жёлуди, камушки, песок, молоко, желе, пенопластовые шарики. Содержимое может быть разной тематики: животные, цвета, глаголы, прилагательные и т. п. Такая коробка может быть гостем на любом занятии и всегда она будет сенсорно насыщать детей, ведь даже в одной и той же коробке могут быть разные ощущения от сочетания разных предметов.
Предлагаю более подробно рассмотреть некоторые из вариантов сенсорных коробок.
Одним из классических вариантов сенсорной коробки является коробка, наполненная песком. В нашем случае это так называемый кинетический песок. В нём можно прятать фигурки, можно лепить «куличики». Песок очень приятен тактильно, его можно перебирать между пальцами, сжимать. В таком варианте можно предложить малышам слепить формочки самостоятельно, назвать их; а можно самим спрятать в готовый «куличик» фигурку или картинку и пусть дети ломают и находят сюрпризы. С помощью таких поделок развивается понимание речи, когда ребёнку нужно выполнить задание по инструкции. Например: возьми совок и постучи по «звёздочке». Возьми грабли и раскопай «машину».
Следующая коробка, которую я хочу вам предложить рассмотреть наполнена крупными предметами разной фактуры: шишки, орехи, каштаны. Такое содержание поможет решить задачи развития мелкой моторики, обогащения тактильных ощущений, развития зрительного восприятия, и, конечно, расширение словаря как существительными, так и прилагательными: гладкий, твёрдый, хрустящий и т. п.
Коробка, наполненная фасолью на тему «Ферма» обогатит словарный запас звукоподражаниями, названиями животных и их детё нышей: свинья, поросята. Можно использовать любые фигурки домашних животных или даже картинки. Это корова, а это её малыш телёнок, они говорят «му». Для более старшего возраста объём подачи знаний расширяется – корова ест траву, корова даёт молоко, корова мычит. Очень важно, что дети будут не только рассматривать фигурки, но и взаимодействовать с ними: искать или прятать среди фасоли поросёнка, кормить его и т. д.
С помощью сенсорных коробок педагог расширяет представление о диких и домашних животных, помогает их различать и группировать на основе существенных признаков: внешний вид, питание, польза для человека, использовать в речи название животных и их детенышей в единственном и множественном числе (кошка-котенок-котята, образовывать звукоподражательные глаголы : свинья хрюкает, корова мычит, воробей чирикает и т. д.
Одна из самых любимых детьми коробок – с крупами. В этой коробке пшено, гречка. Здесь живут цыплята, здесь гнёзда с яйцами. Вместо цыплят можно взять помпоны. Дети насыпают цыплятам зерно в кормушки, наливают воду. Для этих действий необходимо координировать зрение и руки.
Следующие 2 коробки похожи по своим задачам: развивать координацию, мелкую моторику, словарный запас, грамматику (Использование предлогов «в», «под», «на»).
Здесь предметы манипулирования – яйца, пинцеты, трава. Ребёнок пинцетом берё т яйцо: «Положи яйцо на травку» предлагаю ему. «А теперь спрячь под травку». «Куда ты положил яйцо?» – «Под травку».
В этой коробке зимняя тематика. Можно сказать ребёнку «Набери в ложку снега». «Где спрятались снежинки?» Яркие интересные предметы стимулируют ребёнка к взаимодействию, а педагог в свою очередь стимулирует речь.
Разберём ещё один вариант. Здесь собраны предметы основных цветов. Коробка наполнена цветным рисом,фруктами разных цветов. Речевые задачи, которые решает данная коробка очень разнообразны : обогащение словаря, соотнесение прилагательного с существительным, обобщение предметов в одну группу. Можно предложить найти все фрукты одного цвета, или одного вида, не обращая внимания на цвет, составить по образцу предметный ряд, продолжить ритмический ряд.
Эти сенсорные коробки будут способствовать развитию способности наблюдать за явлениями природы в разные сезоны года и изменениями в жизни животных, растений и человека (выделять признаки времен года по состоянию листвы на деревьях, почвенному покрову, развивать умение видеть красоту природы.
С помощью сенсорных коробок я развивала связную речь детей, наполняла коробку героями знакомых сказок: «Три поросенка», «Колобок», «Репка» и побуждала детей участвовать в драматизации отрывков в знакомых сказках. Сначала по вопросам – «Кто жил в лесу?», «Как звали поросят?» и т. д, а затем совместно с детками воспроизводили текст знакомой сказки.
Мы рассмотрели большое количество разнообразных коробок, каждая из которых направлена на решение своих задач. В завершении скажу, что использование сенсорных коробок с целью речевого развития будет способствовать максимальному обогащению ощущений детей, развитию мировосприятия и мироощущения, что в свою очередь ведёт за собой развитие речи.