Олимпиада Цыденова
Сенсорное воспитание детей с ОВЗ средствами природы
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание детей с ОВЗ средствами природы
О. А. Цыденова, педагог-психолог
МБДОУ ЦРР Д/С №15 «Северные звездочки»
г. Якутска
Сенсорное воспитание детей с ОВЗ средствами природы
Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе, для детей с особыми возможностями здоровья, когда все время взрослых членов семьи уходит на поддержание здоровья ребенка, это представляет собой определенную проблему в общем развитии. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем: с помощью слуха, зрения, осязания, обоняния. Ребенок познает окружающий мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Хорошо развитая способность восприятия необходима, и ее нужно развивать в детях. В процессе всей жизнедеятельности детей происходит накопление ими сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных знаний, связанных с восприятием явлений окружающего, пробуждение интересов, формирование потребностей. В силу своих нарушений ребенок с ОВЗ не достаточно полно воспринимает окружающий мир, поэтому на занятиях психологического здоровья решаются большое количество задач, одна из которых экологическое воспитание.
Публикация «Сенсорное воспитание детей с ОВЗ средствами природы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них, с одной стороны, и умение понимать и любить все живое – с другой. Развитие экологического сознания невозможно без сознания ребенком своего единства с миром растений и животных, чувства ответственности за него.
В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые дает природа. Как важно предоставить им возможность полнее испытать все эти приятные, радостные ощущения! Окунуться в атмосферу природы можно всего лишь на несколько мгновений, но эти мгновения для сенсорного развития детей очень важны. Картина осеннего леса, парка воспринимается ярче, если предложить детям послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев учить определять запахи сосны, лаванды, лимона, мандарина и т. д. На своих занятиях я использую технику ароматерапии в соответствии с звуко видеопроигрывателем. Где ребенок, выдыхая запах, видит на экране лавандовые поля, вершину гор, фруктовый сад и т. д. Ароматерапия – это древняя наука и искусство применения эфирных масел лекарственных растений в медицине и эстетике. Растительные эссенции были незаменимы в производстве духов и косметики, употреблялись в кулинарии и при составлении лечебных мазей. Знания и опыт использования целительных ароматов насчитывает тысячелетия, и все же сегодня во всем мире наблюдается настоящее возрождение этого традиционного метода оздоровления. Она является реальной защитой от насыщающих окружающую среду бактерий и вирусов. Применение эфирных масел безопасно и эффективно при многих патологических состояниях и заболеваниях. Ароматерапию рекомендуется применять для профилактики и комплексной терапии различных состояний и заболеваний.
- стресса, депрессии, тревожных состояний;
- умственного переутомления, снижения памяти;
- ослабление иммунитета, болезней органов дыхания, кожи, сердечно-сосудистой системы.
Также широко использую на занятиях игры с природными материалами. Многие из свойств природных материалов ребенок познает чувственным путем. Способы чувтсвенного познания, умение выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются в процессе содержательной интересной деятельности, прежде всего в игре. Можно использовать игры с водой, со снегом, с песком, с камнями.
Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явления, а следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение – получение отчетливых понятий об окружающим, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Литература:
1. Браун Д. В. Ароматерапия. /Д. Браун. -М. :2000
2. Жуков О. Г. Предметная среда. Сенсорика. Экология. М. : АРКТИ, 20008