Светлана Дегтярюк
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста. (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста.
(из опыта работы)
Я работаю в группе с детьми в возрасте от 2 до 3 лет.
Свою образовательную деятельность с воспитанниками строю в соответствие с программой «Радуга»,
Публикация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста, (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Работая с детьми раннего возраста, я убедилась, что проблема сенсорного развития детей остается одной из ведущих проблем. Именно то, что получит, ребенок в раннем детстве является становлением его собственного «Я», фундаментом его развития.
В нашу группу приходят маленькие дети, большинство из которых не посещали детский сад, дети плохо говорящие и не говорящие совсем, они ещё не владеют речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия. Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отстаёт от развития восприятия. Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет, - очень сложный и трудный процесс, формирование его заканчивается только к пяти годам.
В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта в ходе предметно игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
- формировать умение ориентироваться в различных свойствах предметов :цвете, форме, величине, количестве.
В группе созданы необходимые условия и подобран дидактический материал для сенсорного развития детей :
Занятия по сенсорному воспитанию включаются не только в предметную, но и в элементарную конструктивную деятельность: рисование, лепку, конструирование.
В образовательной деятельности детей я использую современные образовательные технологии: элементы методики раннего развития М. Монтессори, методику игрового обучения С. и Е. Железновых, применяю технику нетрадиционных способов рисования и лепки.
Методика раннего развития М. Монтессори. Этот уникальный метод развития и воспитания специально предназначенный для маленького ребенка является основой для формирования всесторонне развитой, счастливой, ответственной и образованной личности. Использование элементов технологии дает детям возможность естественно развиваться в гармонии с жизненными процессами, помогает адаптироваться в быту, приобрести навыки общения. Основной принцип - это исследовательская и игровая форма обучения, самостоятельное выполнение упражнений. Данный метод основан на индивидуальном подходе к каждому ребенку, что помогает мне развить у детей внимание, наблюдательность, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. Способствует развитию тактильного и зрительного восприятия, расширению словарного запаса, различению цвета, сравнению предметов по величине, приобретению навыков игровой и экспериментально-поисковой деятельности. Особое внимание я уделяю коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, бытовой деятельности, самостоятельности и раскрепощению.
Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений. Формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой - маленький, формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий,). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру
Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, деревянные игрушки. Важны для сенсорного развития : их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.
При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и жёлтый, зелёный и синий.
Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета.
Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира.
В своей деятельности с детьми я использую разнообразные пособия и материалы: деревянные рамки вкладыши, пирамидки, различные шнуровки, игровые кубы, бусы, пуговицы, математический сортёр, «сухой бассейн», различные панно. В серию игр «Рамки-вкладыши» входят: «Фрукты», «Транспорт», «Геометрические фигуры», «Одежда» и другие.
Шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи и укрепления мелкой мускулатуры рук. Игры со шнуровками способны корректировать дефекты речи детей.
Использую игры изготовленные из бросового материала
Взаимодействие с семьями воспитанников
Главной своей задачей считаю, как можно быстрее установить хороший контакт и вызвать доверие родителей. Для этого я использую разнообразные как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия Традиционные формы: родительское собрание, консультации, памятки, папки – передвижки, выпуск экспресс –информации.
Вывод:
Играя дети учатся, не замечая обучения. В моей работе с детьми нет мелочей, все очень важно и серьезно. Самый важный период у человека - это детство, и каким оно будет может зависеть вся его дальнейшая жизнь.
.