Приложение МААМ

Сенсорное воспитание детей младшего возраста

Егана Исмаилова
Сенсорное воспитание детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Е. М. Исмаилова

АНО ДО «Планета детства «Лада» Д/С №63 «Весняночка», Россия

г. Тольятти 2016

deli-tepe158@outlook.com

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Публикация «Сенсорное воспитание детей младшего возраста» размещена в разделах

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т. п.).

Сенсорное воспитание в этот период - основной вид воспитания. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же».

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

С четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны : устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие : умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.

Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой - имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду-

М. :Мозаика. 2005.

2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. ,Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М. : Просвещение, 1988.

3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников – М. : Просвещение. 1991.

4. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша – М. : Мозаика – Синтез, 2003.

5. Плеханов А., Морозова О. М. М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2010. - №7. - С. 31-35

6. Сенсорное воспитание в детском саду : Пособие для воспитателей. / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. - М. : Просвещение, 1981.

Публикации по теме:

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

«Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста» Введение Дошкольный возраст - период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются.

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей младшего возраста» Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему "Сенсорное воспитание.

Семинар-практикум для воспитателей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Семинар - практикум для воспитателей «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» В настоящее.

Сенсорное развитие детей младшего возраста Сенсорное воспитание — это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей дошкольного возраста Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста Актуальность сенсорного воспитания в том, что оно является составной частью умственного,.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра для развития тактильных ощущений Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра для развития тактильных ощущений. Сенсорное воспитание, направленно.

Сенсорное воспитание детей младшего возрастаСенсорное воспитание детей младшего возраста Здравствуйте уважаемые коллеги! Я работаю в младшей группе. Тема по самообразованию "Сенсорное воспитание детей младшего возраста. Сенсорное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное воспитание детей младшего возраста
Опубликовано: 10 декабря 2016 в 23:17
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное воспитание детей младшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Егана Исмаилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД