Арфира Махмудова
Сенсорное развитие для детей раннего возраста
Развитие ребёнка в возрасте 2–3 лет через сенсорное восприятие.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. Сухомлинский
На самых ранних этапах жизни малыша формируется его представление о свойствах окружающих предметов и явлений. Успех развития ребёнка во многом зависит от того, насколько хорошо он видит, слышит и осязает пространство.
Достаточное количество ощущений способствует эмоциональному и даже физическому развитию, в то время как недостаток впечатлений из внешнего мира может привести к задержкам в психике и речи. Сенсорное восприятие — это основа основ, главный вид воспитания у младших дошкольников.
Публикация «Сенсорное развитие для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Поэтому в первые годы жизни малыша родители должны обеспечить ему разнообразие внешних впечатлений, которые будут развивать интерес к свойствам предметов. В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в процессе которой формируется образное мышление. Детям важно пробовать предметы на вкус, ощущать их структуру и касаться поверхности. Взаимодействие с окружающими объектами учит ребёнка воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:
• зрительные;
• слуховые;
• тактильные;
• обонятельные;
• вкусовые.
Эти системы обеспечивают восприятие окружающего мира и формируют наши представления о реальности, которые закреплены в общепринятых сенсорных эталонах — свойствах предметов, таких как форма, цвет, размер, вкус, уровень звука и температура.
Чтобы целенаправленно влиять на сенсорику дошкольников, необходимо знать основные этапы сенсорного развития, уметь диагностировать его уровень и соотносить с возрастными особенностями. Среди них следующие:
11. **Знакомство с объектом через органы чувств**
В самом начале своего пути к познанию окружающего мира ребенок активно исследует его, используя все доступные органы чувств: тянет в рот, пробует на вкус, ощупывает, нюхает, оценивает форму и величину.
2. **Формирование навыков пространственного расположения и соединения частей**
На этом этапе дети начинают понимать взаимосвязи между объектами и их размерами. Для развития этих навыков отлично подходят игры с пирамидками, нанизывание бусинок на шнурок и проталкивание небольших предметов в различные отверстия.
Также полезно знакомить малышей с составными объектами и понятием целого и частей. Для этого можно использовать крупные пазлы, разрезные картинки и конструкторы из 2-4 элементов. На первом этапе ребенок способен собрать матрешку, состоящую из двух элементов.
3. **Освоение способов практического различения свойств**
Дошкольник начинает сравнивать похожие предметы, используя практические действия: накладывает один на другой, соотносит форму и цвет. На втором этапе он может собрать матрешку из трех элементов.
4. **Формирование манипуляторных действий на основе многократного повторения**
После множества практических упражнений ребенок начинает зрительно соотносить величину и форму объектов, используя только мыслительные операции. Он может группировать предметы по одному признаку, подбирать три предмета по заданному образцу и раскладывать их от меньшего к большему. На этом этапе дошкольник способен собрать пятиместную матрешку.
5. **Усложнение условий для выполнения действий, требующих соотнесения по одному из признаков**
Постепенно усложняя задачи, ребенок начинает группировать предметы по нескольким признакам, соотносить между собой шесть и более цветов и зрительно подбирать пару к объекту по заданным характеристикам.
6. Использование изученных действий в решении практических и познавательных задач.
На заключительном этапе ребенок способен воспроизводить полученные знания и навыки, дифференцированно воспринимать свойства объектов и применять предметные эталоны для решения поставленных задач. Например, трехлетний малыш может правильно собрать пирамидку из восьми колец в порядке убывания их величины.
Сенсорное воспитание — целенаправленное дидактическое воздействие на системы чувств дошкольников, которое усложняется с каждым новым этапом становления сенсорики. Создания условий для разностороннего развития органов чувств — задача родителей и воспитателей дошкольных образовательных и развивающих учреждений.
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста 2-3 лет
Дидактический материал для сенсорного воспитания — систематизированные наборы предметов или картинок, которые дают детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение. По мере развития познавательных способностей материал усложняется.
Обучение происходит в игровой форме, чтобы у дошкольников оставался высоким уровень мотивации к занятиям.
Требования к обучающим играм:
• безопасность;
• наглядность;
• натуральность материалов;
• яркость и естественность цветов;
• доступность;
• соответствие возрастным особенностям.
Игры с прищепками
Прищепки — доступный материал для развития мелкой моторики. Чтобы прицепить или отцепить прищепку, ребенок задействует пальцы рук, отрабатывает захватывающие движения. Дети до 2 лет используют для захвата всю кисть, а игры с прищепками помогут скоординировать точную работу пальчиков. Благодаря цветовой гамме прищепок, можно изучать цвета и формировать математические представления.
Используя фантазию, можно предложить ребенку много вариантов игр с прищепками, среди которых:
1. Стирка. Натянуть веревку между двумя стульями и предложить повесить на нее кукольную одежду, закрепив прищепками.
2. Конструктор. С помощью прищепок создают объемные фигуры, роботов, животных, транспорт.
3. В мире животных. Распечатать фигурки ежиков и зайчиков. Ежику прицепить иголки в виде прищепок, зайчику сделать из них ушки.
4. Полянка. Вырезать из цветного картона солнце, тучу, траву, дерево. Ребенок цепляет к трафарету прищепки соответствующего цвета, чтобы получилась объемная картина.
5. Кто что ест. Распечатать мордочки различных животных и ту еду, которую они предпочитают. Из картона вырезать круг, разделить его на секторы. На каждый наклеить изображение еды. На прищепки скотчем наклеить мордочки. Ребенок цепляет прищепки с животным на тот сектор, где изображена подходящая еда.
Игры на сенсорное развитие для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года
Игра ребенка 4 лет усложняется и становится ведущим типом деятельности, в которой происходит развитие. Ребенок приобретает речевые навыки, которые позволяют ему описывать свойства предмета. Базовые представления о свойствах объектов расширяются, ребенок ориентируется в многообразии форм и цветов. Игры в младшем дошкольном возрасте направлены:
• на получение знаний об органах чувств;
• на расширение словарного запаса для описания предметов;
• на развитие сенсорных систем;
• на выделение отличительных особенностей объектов;
• на выполнение практической деятельности.
Подручные материалы для игр и развития тактильных ощущений
Выбирая материал для работы с органами чувств, стоит отдавать предпочтение натуральным природным объектам — гладкие камешки, острые шишки, мягкая ткань, шершавое дерево, рассыпчатая крупа, пушистый мех. Для малышей важны тактильные ощущения, они учатся различать предметную структуру, воспринимать информацию посредством осязания. Дети стремятся потрогать незнакомый предмет, ощупать со всех сторон, составить впечатление на основе тактильной информации.
Разнообразие материалов позволит ребенку развить тактильную чувствительность, окажет благоприятное воздействие на мелкую моторику. Массаж пальцев, который получит ребенок в процессе тактильного восприятия, снимет нервно-мышечное напряжение. Знакомясь с различными природными материалами, ребенок получает представление о богатстве окружающего мира.
Дидактические игры своими руками
Дидактические развивающие игры необязательно покупать в специализированном магазине. Можно их создать своими руками и привлечь к процессу ребенка. Это вызовет у него желание учиться новому в процессе игры. В качестве оборудования подойдут предметы из домашнего обихода, с которыми человек сталкивается ежедневно. Это познакомит дошкольника с объектами быта и позволит избежать дополнительных денежных трат.
Пальчиковый сухой бассейн
Сухой бассейн — игра на развитие мелкой моторики, которая включает в себя пальчиковую гимнастику. Глубокую миску высотой 12-15 см на половину заполнить сухим горохом. Ребенок опускает кисти рук в наполнитель, перебирает горошины, рассыпает их. Таким образом происходит самомассаж пальцев рук.
Игры в сухом бассейне сопровождают музыкой или стихами. На дно миски можно выложить маленькие игрушки, которые надо найти и описать их с закрытыми глазами. Игра подходит для детей двух-трех лет.
Игра бусы из соленого теста
Детям предлагается создать бусы в подарок маме из разноцветных колечек. Педагог заранее лепит колечки из соленого теста и подсушивает в духовке. Тесто можно купить в магазине или сделать самим. Для этого понадобится:
В игре бусы из соленого теста дети на нитку нанизывают бусы.
• мука — 1 стакан;
• соль — 1 стакан;
• крахмал — 1 ст. л. ;
• вода — 1 стакана;
• цветная гуашь.
Крахмал развести в стакане холодной воды, залить 1 стаканом кипятка. Половину стакана получившегося раствора смешать с мукой и солью. Замесить тесто, покрасить в разные цвета. Сформировать колечки.
На занятии дети нанизывают бусинки на шнурок и формируют украшение.
Пособие “разложи яички в свои домики”
Педагог закрашивает картонный контейнер для яиц в 4 цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Коробочки от шоколадных яиц (киндер-сюрприза) оклеивает соответствующей цветной бумагой. Дети раскладывают разноцветные яйца в подходящие ячейки.
«Тактильная коробка»
В основе этого интерактивного пособия лежит коробка, кастрюля или пластиковый контейнер с крышкой. Она наполняется разнообразными природными материалами, такими как крупы, песок, мука, ракушки, камни и листья. Также можно добавить бумагу, вату, ткань и игрушки.
[Для удобства в коробке находятся инструменты: ложка, лопатка, стаканы и формы для кексов. Ребёнок с интересом изучает содержимое коробки, учится обращаться с разными предметами и знакомиться с различными тактильными ощущениями.
Взрослый может предложить ребёнку поиграть с содержимым по своему заданию или же оставить место для свободного творчества дошкольника.
Игра «разноцветные палочки»
Цветные счетные палочки — пособие Кюизенера. Оно представляет собой комплект из 116 пластмассовых палочек 10 разных цветов и размеров. Самая маленькая палочка имеет длину 10 мм, следующие увеличиваются на 10 мм. Палочки одной длины окрашены одинаково. Использование пособия позволяет развить у детей представление о числе на основе счета и измерения, сформировать пространственные понятия, изучить соотношение «больше-меньше». Палочки можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине.
Чудесный мешочек
Для игры понадобятся большой плотный тканевый мешок и различные мелкие предметы: галька, фигурки, шарики и бусинки, монетки, ткань, шишки. В ходе игры развивается тактильное восприятие. Дети по очереди опускают руку в мешок и описывают предмет, который нащупали. Задача — угадать, какой предмет находится в мешке. Занятие проводят как индивидуально, так и в группе в детском саду.
Конструктор
Конструирование — деятельность, которая направлена на создание новых объектов из небольших частей. Собирая детали конструктора, ребенок развивает фантазию, мелкую моторику, мышление, изучает цвета и формы.
Взрослый может предложить собрать фигуру по образцу, дать устное задание или позволить ребенку поэкспериментировать.
«Паучок на полянке»
Для игры понадобится пластиковое прозрачное ведро с крышкой, в нем делают отверстия для шнуровки и крепления дополнительных деталей. На крышку из цветной бумаги наклеивается паучок. Глаза делают из крышек от пластиковых бутылок, раскрашивают в подходящие цвета, соединяют с основой. К лапкам добавляют шнурки, которые вставляют в отверстия. Из них ребенок «плетет паутину».
В ведерко складывают мелкие предметы и ленты, которые можно проталкивать через отверстия разного диаметра. Вариантов манипуляций с пособием множество, поэтому дети каждый раз придумают новую игру с паучком.