Александра Крылова
Развитие сенсорных функций дошкольников с тяжелой зрительной патологией в процессе логопедической работы
▼ Скачать + Заказать документы
Роль зрения в полноценном развитии ребенка велика. Обусловлено это, прежде всего тем, что большой процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. Нарушение зрения или полная его потеря значительно ограничивают возможности познания ребенком окружающего мира, осложняют его психическое, физическое и речевое развитие.
Публикация «Развитие сенсорных функций дошкольников с тяжелой зрительной патологией в процессе логопедической работы» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В последнее время у незрячих детей довольно часто проявляться своеобразие речевого развития, которое не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи (нарушении словарно-семантической стороны, «формализме», эхолалиях и т. д.). Речевые нарушения у детей со зрительным дефектом многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему.
В работе с такими детьми большое значение уделяется сенсорному воспитанию, основная цель которого – дать ребё нку новые чувственные ощущения: слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. Сенсорные игры и упражнения позволяют установить с ребёнком эмоциональный контакт, который позволяет в дальнейшем всесторонне воздействовать на развитие речи ребёнка.
Сенсорное развитие – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают ребенку представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.
У незрячих детей «выключен» один из ведущих анализаторов, что чрезвычайно обедняет чувственное познание мира. Сенсорное воспитание у этих детей должно быть направлено на всемерное использование всех сохранных анализаторов ребенка.
Речь незрячего дошкольника опирается на его сенсорные представления, поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных процессов.
Основная задача корекционно-логопедического работы с такими детьми состоит в том, чтобы корректировать речевой дефект параллельно с работой по обучению способам и приемам пользования сохранными органами чувств (осязанием, слухом, обонянием).
В связи с этим мною был разработан комплекс сенсорных игр и упражнений, которые я включаю в ежедневные индивидуальные занятия с детьми с тяжелой зрительной патологией.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Тренировка тонких движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Руки незрячих детей малоподвижны, пальцы очень вялы и расслаблены. Им трудно выполнить элементарные движения: сжать пальцы в кулак, загибать пальчики по одному, передвигать по очереди по столу – «шагать», погрозить одним пальчиком.
Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью рельефных мячиков, валиков, шариков Су-Джок.
Сопровождаю самомассаж различными стихами и потешками, что способствует развитию мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Так же, развиваю мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, включающей пальчиковые игры, отображающие реальность окружающего мира — предметов, животных, людей, явлений природы и пальцевые инсценировки сказок, историй, потешек. При выполнении пальчиковой гимнастики расширяются возможности эмоционального развития детей, их воображения и собственного речевого творчества.
У незрячих детей значительно снижены функциональные возможности дыхательной системы, поэтому дыхательные упражнения обязательно используются в коррекционно-развивающей работе логопеда. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Некоторые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, совмещаю с развитием мелкой моторики. Например, игра в сухом бассейне с манкой «Исчезающие следы» (сначала ребенок оставляет пальцами следы, а затем сам их задувает). Имея разнообразные наполнители, применение бассейна принимает многофункциональность.
Игры на развитие осязательного восприятия.
Традиционно ознакомление незрячих детей со свойствами предметов предполагает выделение формы, величины, фактуры, температурных изменений, как особых свойств предметов, без которых не могут быть сформированы полноценные представления.
Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.
Для развития тактильной чувствительности у детей были приобретены и сделаны различные дидактических тренажеры, пособия:
- массажные мячи, различные по форме, упругости, фактуре;
- сухие бассейны;
- тактильные дощечки;
- мешочки с разным наполнением и т. д.
Изготовлены и приобретены дидактические игры для развития восприятия :
формы («Найди предмет указанной формы», «Найди предмет такой же формы», «Составь целое из частей»);
величины («Самая длинная, самая короткая», «Матрешки», «Пирамидки», «Разложи по размеру»);
Эти игры помогают активизировать в речи незрячих детей слова, обозначающие названия предметов (круг, квадрат, треугольник, овал). Так же позволяют пополнять словарь за счет прилагательных, обозначающих величину, форму предметов (круглый – квадратный, большой – маленький, активизировать в речи указательные наречия (вот, здесь, тут, там, наречия, обозначающие сравнение (больше, меньше) и количества (много - мало).
Дидактические игры для развития восприятия учат образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных (круг – круги, квадрат – квадраты).
Игры и упражнения для развития слухового восприятия.
Чем лучше у ребенка развит слух, тем больше он знакомится с окружающей действительностью, тем богаче его чувственный опыт и тем меньше разрыв между запасом его слов и пониманием их значения. Поэтому уделяю большое внимание развитию слухового восприятия незрячего ребенка.
Способность внимательно слушать и понимать звуки не возникает сама по себе даже при наличии природного слуха. Поэтому учу локализовать направление по звуку, голосу: «Кто что слышит?», «Что я делаю?» «Кто позвал?», различать по звуку совершаемые действия: «открывание дверцы», «перемещение стула», «шуршание бумаги» и др.
На занятиях в рамках лексической темы включаю записи шумов (ветер, метель, шум дождя, шелест листьев, голосов домашних животных, птиц.
Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители широко использую игры: «Тихо и громко», «Чем играем?», «Далеко-близко», «Где позвонили?» и т. д.
Игры и упражнения для восприятия особых свойств предметов на основе развития обоняния и вкусовых качеств.
Для полноты формирования представлений и образов у детей с тяжелой зрительной патологией следует использовать совокупность анализаторов. В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрываться индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность отдельных органов. Тогда и будут познаны ребенком так называемые особые свойства предметов, к которым относятся вкус, запах. Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов (нюхать, пробовать на вкус, лизать и т. д.) и знакомство с новыми свойствами обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями.
Работа, направленная на развитие обоняния у детей, решает две основные задачи:
1. развитие осведомленности о различных запахах;
2. умение различать простые запахи.
На коррекционных занятиях особое внимание уделяется использованию в речи разных определений, характеризующих тот или иной запах:
запах лука — резкий, сильный, раздражающий, свежий, горьковатый;
запах кофе — ароматный, приятный, волнующий, насыщенный;
запах лекарства — неприятный, отталкивающий, горьковатый;
запах апельсина — свежий, бодрящий, легкий, сладковатый и т. д.
В дидактических играх закрепляю навыки различения запахов предметов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов (веществ) окружающего мира с помощью обоняния. Например, игра «Определи предмет по запаху» или «Коробочки с запахами».
Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их на вкус. Таким образом, они знакомятся с внешними признаками и функциональными возможностями языка как органа вкуса.
Дидактические игры, которые можно использовать для развития вкусовых ощущений : «Определи на вкус», «Назови вкус продуктов».
В процессе систематических занятий включающих сенсорное развитие у незрячих детей значительно увеличился объем пассивного словаря, дети начали включать в свою речь прилагательные, обозначающие признаки по форме, размеру, возросло количество употребляемых слов в различных грамматических категориях.
Таким образом, благодаря проведенной работе заметно улучшились все показатели сенсорного развития детей, активизировалась их речь, что подтверждает эффективность сочетания выбранных форм и методов работы с незрячими детьми.