Екатерина Воробьева
Сенсорное развитие детей раннего возраста через игру
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положении в пространстве, а так же вкусе, запахе. Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста через игру» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Особенностью сенсорного развития детей раннего возраста является тот фактор, что произвольное внимание у них не развито. Ребенок может сосредоточиться только на той деятельности, которая ему интересна. Следовательно, все занятия должны проводиться в форме веселой игры, быть не продолжительными по времени. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания.
В работу по сенсорному развитию детей включаются все виды игровой деятельности, а так же режимные моменты.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать их во время действий.
Чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, сравнивая цвета.
От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объемными предметами). Этого можно добиться, проводя с ними дидактические игры по сенсорному развитию : «Вкладыши», «Посади бабочку», «Разноцветные зонтики», «Большой, поменьше, маленький», «Один – много», «Шнуровка», «Конструктор» и т. д. Очень важно помнить, что дидактические игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению.
С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Главной целью своей работы с детьми раннего возраста считаю всестороннее развитие детей, научить их общаться со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности.
Мы в работе с малышами используем разнообразные дидактические игры.
Предлагаю ребятам предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.
Для этого я широко использую разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Например: «Большой – маленький», «Найди такую же игрушку как у меня», «Собери цветочек», «Соберем пирамидку» и т. п. Благодаря таким играм с подобным содержанием, мне удается вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игр с помощью отобранных игрушек.
Также я применяю игры с природным материалом (листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки). Например: «Найди листочек как у меня», "Соберем букетик»" и др. Мы организовываем их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде.
Для формирования процесса сенсорного воспитания детей раннего возраста необходимо :
-подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей (различные дидактические игры по сенсорному развитию);
- конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога;
- составить план-схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности;
- в течение всего временного промежутка (учебный год) наблюдать за особенностями формирования сенсорного развития у каждого ребенка.
Таким образом, сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятие окружающей деятельности, служит основой познания мира, первой ступенью, которой является чувственный опыт.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Венгер, Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»[Текст] / Л. А. Венгер – М. : Просвещение, 1997.
2. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). Выпуск 1. : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ[Текст] / Автор – составитель Е. Н. Панова. – Воронеж, 2007. – 79 с.
3. Круглова, А. М. Развивающие игры для малышей от 1 до 3 лет / А. М. Круглова. – М. : РИПОЛ классик, 2012. – 96 С.
4. Маханева М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
5. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.