Наталья Доброквашина
Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраста – это особый и очень важный период в жизни ребёнка. Первые три года – период интенсивного психического и физического развития малышей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
А успешность умственного, физического, здорового развития ребёнка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, то есть, от того, насколько ребёнок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Ведь наибольшее значение имеет не объём знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. От того, как ребёнок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путём, во много зависит его сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Развитие процессов ощущения и восприятия у малышей значительно обгоняют развитие мышления. Они ещё не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Поэтому впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре.
В развитии у детей раннего возраста представлений о цвете, форме, величине и в формировании сенсорных эталонов помогают дидактические игра и упражнения. Дидактическая игра помогает ребёнку узнать, как устроен окружающий мир, расширить его кругозор, а также применить полученные знания на практике. Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Сущность дидактической игры заключается в том, что для взрослых она – средство развития детей, а для детей – игра.
Дидактическая игра и упражнение для усвоения понятия «форма»:
Игра «Нанизывание бусин разной формы». Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах; развивать умение отличать фигуры по одному-двум признакам; развивать речевую активность; знакомить с чередованием предметов по цвету (красный и жёлтый, зелёный и синий и т. д., по форме (круг и квадрат, квадрат и треугольник, круг и треугольник).
Упражнение «Из каких фигур состоит?». Цель: упражнять детей в определении предметов по форме (определить по рисунку, какие геометрические фигуры использованы).
Дидактическая игра и упражнение для формирования понятия «величина»:
Игра «Длинный – короткий». Цель: развивать сенсорные способности; развивать умение различать предметы по длине; упражнять в употреблении в речи слов «длинный – короткий», «длиннее – короче»; развивать воображение, мышление.
Упражнение «Далеко – близко». Цель: упражнять в определении положения предметов по рисунку (какие нарисованы ближе, а какие – дальше).
Дидактическая игра и упражнение для формирования понятия «цвет»:
Игра с элементами экспериментирования «Разноцветная вода (или льдинки)». Цель: закреплять представления о цвете, развивать мышление (красим воду, замораживаем).
Упражнение «Расставь карандаши в стаканчики». Цель: формировать цветовое восприятие детей; учить соотносить предметы по цвету.
Дидактическая игра и упражнение для формирования тактильных ощущений:
Игра «Чудесный мешочек». Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах; развивать умение угадывать предметы на ощупь.
Упражнение «Поиграем с прищепками». Цель: упражнять в умении подбирать нужные прищепки одного цвета; развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Дидактическая игра и упражнение с предметами:
Игра «Построй башенку». Цель: совершенствовать умение называть и различать форму и величину предметов (большой – маленький).
Упражнение «Собери пирамидку». Цель: упражнять в умении соотносить величину колец в заданной последовательности.