Наталья Доброквашина
Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраста – это особый и очень важный период в жизни ребёнка. Первые три года – период интенсивного психического и физического развития малышей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.
А успешность умственного, физического, здорового развития ребёнка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, то есть, от того, насколько ребёнок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Ведь наибольшее значение имеет не объём знаний, который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление. От того, как ребёнок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путём, во много зависит его сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, а с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Развитие процессов ощущения и восприятия у малышей значительно обгоняют развитие мышления. Они ещё не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Поэтому впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребёнка, если он воспроизведёт эти действия в своей игре.
В развитии у детей раннего возраста представлений о цвете, форме, величине и в формировании сенсорных эталонов помогают дидактические игра и упражнения. Дидактическая игра помогает ребёнку узнать, как устроен окружающий мир, расширить его кругозор, а также применить полученные знания на практике. Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Сущность дидактической игры заключается в том, что для взрослых она – средство развития детей, а для детей – игра.
Дидактическая игра и упражнение для усвоения понятия «форма»:
Игра «Нанизывание бусин разной формы». Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах; развивать умение отличать фигуры по одному-двум признакам; развивать речевую активность; знакомить с чередованием предметов по цвету (красный и жёлтый, зелёный и синий и т. д., по форме (круг и квадрат, квадрат и треугольник, круг и треугольник).
Упражнение «Из каких фигур состоит?». Цель: упражнять детей в определении предметов по форме (определить по рисунку, какие геометрические фигуры использованы).
Дидактическая игра и упражнение для формирования понятия «величина»:
Игра «Длинный – короткий». Цель: развивать сенсорные способности; развивать умение различать предметы по длине; упражнять в употреблении в речи слов «длинный – короткий», «длиннее – короче»; развивать воображение, мышление.
Упражнение «Далеко – близко». Цель: упражнять в определении положения предметов по рисунку (какие нарисованы ближе, а какие – дальше).
Дидактическая игра и упражнение для формирования понятия «цвет»:
Игра с элементами экспериментирования «Разноцветная вода (или льдинки)». Цель: закреплять представления о цвете, развивать мышление (красим воду, замораживаем).
Упражнение «Расставь карандаши в стаканчики». Цель: формировать цветовое восприятие детей; учить соотносить предметы по цвету.
Дидактическая игра и упражнение для формирования тактильных ощущений:
Игра «Чудесный мешочек». Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах; развивать умение угадывать предметы на ощупь.
Упражнение «Поиграем с прищепками». Цель: упражнять в умении подбирать нужные прищепки одного цвета; развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Дидактическая игра и упражнение с предметами:
Игра «Построй башенку». Цель: совершенствовать умение называть и различать форму и величину предметов (большой – маленький).
Упражнение «Собери пирамидку». Цель: упражнять в умении соотносить величину колец в заданной последовательности.