СВЕТЛАНА МАКСИМОВА
Сенсорное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних характеристиках предметов: их форме, цвете, размере,
расположении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное образование направлено
на обеспечение полноценного сенсорного развития и является одним из основных
аспектов дошкольного образования.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Использование нетрадиционных игр и пособий для полноценного сенсорного развития,
безусловно, актуально. Ведь детей могут заинтересовать не только дорогие игрушки в
магазине, но и игры и пособия по интересным предметам домашнего обихода, сделанные
своими руками. Дидактические пособия можно изготовить самостоятельно в домашних
условиях, ведь раньше во многих семьях была прекрасная традиция — делать игрушки
своими руками из бросового материала. Конечно, в прежние времена это происходило,
скорее, из-за недостатка или других объективных факторов. Сейчас семейные поделки-
редкость, и если кроха сможет принять посильное участие в изготовлении, то игра
принесет двойную пользу, а играть в них будет еще интереснее. С помощью
нетрадиционных игр и пособий, сделанных своими руками, дети приобретают новые
знания, навыки и формируют менее напряженные сенсорные стандарты. Дети легче
запоминают материал, осваивают новые методы деятельности, сравнивают, различают,
сопоставляют и обобщают. Ребенка привлекает в игре не образовательный характер, а
возможность активно действовать, выполнять игровые действия и достигать результатов.
Возможность обучать малышей с помощью позитивных, значимых и интересных для них
занятий характерна для такой необычной игры. Поэтому мы решили разнообразить
сенсорное пространство в группе нетрадиционными дидактическими играми. Мы решили
разнообразить сенсорное пространство, создать "гробощущений" и систематически
пополнять нетрадиционные дидактические игры для полноценного сенсорного развития
малышей. Мы решили создать руководство или игру своими руками. Ни для кого не
секрет, что ребенку гораздо интереснее играть, например, с обычной коробкой,
кастрюлей, крышкой, ложкой, прищепкой, хлопьями, губкой и т. д. С помощью различных
предметов домашнего обихода малыш может самостоятельно придумать себе занятие.
"Сенсорный гроб"-это пособие для сенсорного развития малышей, где каждое игровое
пространство (а их всего 5) представляет собой подвижный куб,который помогает
осваивать сенсорные стандарты-с помощью дидактической игры "ДоскиСегена",которая
состоит из рамок и вставок разных цветов и геометрических форм.
-2-е игровое пространство- это изучение формы предметов и их вида. Мы используем
учебное пособие по игре—обучающую карточку на липучке. Эти карточки содержат
обучающие материалы по различным темам: "Домашние животные","геометрические
фигуры", "овощи", "фрукты", "ягоды".
— 3—е игровое пространство-Изучение размеров предметов "большой-маленький". Здесь
мы предлагаем использовать точно такие же картинки, но разные по размеру, и
распределить их по игровому полю в зависимости от размера "большого и маленького"
— 4-е игровое пространство тактильное, мы используем тактильные карточки с
изображениями животных, в которых на каждой карточке есть окошко с разной текстурой.
-5-е игровое пространство-познание окружающего мира. Это игровое поле состоит из 4
наглядных пособий, которые объясняют времена года и их признаки. В центре поля
расположены часы-сортировщики, способствующие изучению времени (дня и ночи). Куб
"Сенсорная шкатулка "очень многофункционален—в нем есть не только 5рабочих зон, но
и отличное пространство для хранения. В зависимости от содержания "гроба" ,игра может
развивать и улучшать сенсорную и когнитивную активность, мелкую моторику, внимание,
логическое мышление, воображение, способность сравнивать и сопоставляемость,
любознательность, геометрические формы и основные цвета, тактильное восприятие,
слух, зрение и способность различать запах ребенка. Игры, способствующие сенсорному
развитию :
Размер: "Вырубка леса", "Заповедники Белкина", "Три медведя". Эти дидактические игры
учат детей различать предметы по размеру и группировать их поочередно. -Формы:
"Подберите фигурку", "сложите картинку", "найдите тень". В этих дидактических играх
дети учатся различать и группировать предметы по форме. -Цвета: "колючки ежика",
"Цветные резинки", "Разноцветные сапожки побежали по дороге", "Спрячь мышку"—
"Цветные шарики", "Сезон деревьев", "Бабочки на летнем лугу", "Разноцветные жуки",
"Домик на крышке", "Цветные комочки", "Потерянные предметы", "Найди лепестки".
Играя в эти игры, дети учатся группировать предметы и соотносить их с цветами. -
Прикосновение: "Чудесный мешочек", "тактильная карточка". Каждая дидактическая игра
содержит упражнения, которые помогут в умственном развитии ребенка и его воспитании.
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактические игры
помогут ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.
Дидактические игры выполняют функцию контроля состояния сенсорного развития
ребенка.
Именно использование дидактических игр помогает развить навыки сенсорного
воспитания детей, сформировать знания о сенсорном развитии. С помощью
дидактических игр дети знакомятся с сенсорными критериями в том, как они исследуют
предметы. Дети начинают точно и полно воспринимать свойства предметов и формируют
умение сравнивать предметы.