Виктория Крамаренко
Сенсорное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание - это развитие ребенком восприятия и формирование его представления о свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
Значение сенсорного воспитания:
1. Оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает его внимание, воображение, память, усидчивость.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
2. Сенсорное воспитание развивает и способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета, формы, величины, вкуса, обоняния, времени, эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т. д., эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т. д.).
Сенсорное развитие происходит в самых разных видах деятельности детей. Особое место выделяется играм, в результате которых происходит накопление представлений об окружающем мире.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления детей о форме, цвете, величине.
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста является залогом его успешного осуществления разнообразных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни детей.
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ в этом,заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира.
Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: это и рисование, и лепка, и аппликация, а также конструирование.
В семье необходимо создать предметно-развивающую среду детям. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т. д. Также игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.
Необходимо иметь несколько видов мозаики для детей, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.
Содержание игр направляют взрослых на организацию игрового взаимодействия с ребенком. Поэтому игры с детьми имеют взаимообогащающее, взаиморазвивающее значение.
Игры, направленные на развитие цветовосприятие, ориентировки на величину, зрительную ориентировку на цвет предметов, ориентировки на форму у детей раннего возраста, которые можно использовать дома.
«Посади бабочку на цветочек»
Цель: развитие и формирование зрительной ориентировки на цвет предметов методом сравнивания.
Ход игры:
Взрослый перед ребёнком кладет «цветочки» и говорит: «Бабочка любит свой цветочек, это её домик». Берёт зеленую бабочку, прикладывает её к красному кругу и говорит: «Это — не такой цвет, не её домик. Вот её домик (прикладывает к зелёному цветочку). Теперь ты посади всех бабочек на свой цветочек». После того как задание выполнено, взрослый обобщает: «Цветочек зеленого цвета, и все бабочки тоже зеленого цвета».
«Спрячь мячик в корзину»
Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств, практическим способом.
Ход игры:
Взрослый даёт ребёнку один из мячей, предлагает спрятать в корзину и закрыть её подходящей крышкой. В случаях затруднения показывает, что большой мячик в маленькую корзину не входит, фиксируя результат действий: «Видишь, мячик большой, а корзина маленькая. Давай спрячем его в большую корзину».