Зоя Чичикалова
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста при работе в технике аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие старших дошкольного – неотъемлемая составляющая задачи гармоничного развития личности в дошкольных образовательных учреждениях. Одно из центральных ролей в данном процессе отводится формированию у детей чувства формы и цвета. Основа этого – художественно-эстетическое развитие ребенка, его способности к восприятию предметов и явлений окружающего мира. Проблема формирования у детей представлений о цвете и форме стала предметом изучения исследователей многих областей: педагогов и психологов, искусствоведов (А. В. Бакушинский, Н. Н. Волков, А. В. Запорожец, 331 Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, А. А. Мелик-Пашаев, В. С. Мухина, З. Н. Новлянская, Е. А. Флерина и др.). Теоретические и практические вопросы данного проблемного поля нашли отражение в работах Л. А. Венгера, Н. А. Ветлугиной, Н. П. Сакулиной и др.
Публикация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста при работе в технике аппликации» размещена в разделах
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Исследователи в понятие «чувство цвета» включают способность ребенка воспринимать цвет в окружающем мире и искусственно созданной человеком среде, в художественных произведениях, умение ребенка предлагать цветовое решение создаваемому им образу, умение подобрать цвета, оттенки и создавать их в художественной деятельности, способность выражать собственное – индивидуальное – отношение к цвету, его сочетаниям (С. И. Абишева, В. И. Волынкин, Г. Г. Григорьева, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова). Форма наряду с цветом составляет основное содержание сенсорного развития детей дошкольного возраста, поскольку имеет определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях окружающей ребенка действительности (М. В. Бубнова, В. И. Волынкин, Т. Н. Доронова, Т. С. Киселева, К. А. Кравцова, М. О. Резванцева, Е. О. Смирнова).
К особенностям восприятия формы и цвета у детей 6-7 лет относятся : о форме: трудности в абстрагировании формы от предмета; точность различения геометрических форм; ситуативность восприятия; материализация пространственных признаков предметов; о цвете: средство выражения эмоционального состояния; знание 10-12 цветов, окрашивание предметов в соответствии с действительностью, но без оттенков; произвольное использование цвета – для украшения, любование красочностью; наличие предпочитаемого цвета («неподражательная» гамма красок (Н. П. Сакулина, большей частью яркого; «предметность» цвета.
Действенным средством сенсорного развития дошкольников является его художественная деятельность, в том числе занятия аппликацией, в процессе которых он изображает предметы и явления окружающей действительности (Н. Г. Лыкова, Н. Р. Макарова, И. А. Пищикова, С. В. Соколова). Декоративные свойства аппликации, большая условность изображения в сравнении с живописью и рисунком, локальные и контрастные цвета применяемых в этой технике материалов, схематизация, укрупнение форм, а также возможность тактильного изучения форм создаваемых объектов, разнообразие способов создания художественного образа с помощью как готовых форм, так и преобразованных фантазией ребенка, делают ее незаменимой для развития представлений старших дошкольников о форме и цвете [4, с. 87]. Своеобразие аппликации определяется и характером ее изображения, и техникой исполнения. Для аппликации характерны : обобщенная, практически без деталей, форма; локальные контрастные цвета без оттенков. Аппликация как вид прикладного искусства обладает своими особенностями: силуэтностью, плоскостной обобщенной трактовкой образа, однородностью (локальностью) цветового пятна без оттенков, выразительностью изображения, обобщенной, практически без деталей, формой. Изобразительные и выразительные средства аппликации (художественные средства, позволяющие создать выразительный образ) : в предметной аппликации – силуэт, цвет; в сюжетной – ритм, композиция; в декоративно-орнаментальной аппликации – ритм, цветовой строй, симметрия, гармония.
Аппликация трактуется в «Программе воспитания и обучения в детском саду» как разновидность художественной деятельности. Ее предназначение – способствовать формированию и развитию у дошкольников художественно-графических умений и навыков; мелкой моторики; эстетического мировосприятия и художественного вкуса; фантазии, творческих способностей; пространственного мышления. Кроме того, аппликация помогает усваивать знания о цвете и форме предметов, их строении, величине, о принципах композиционных решений. Аппликация бывает : предметной ( отдельные изображения: лист, ветка, дерево и т. д.); сюжетной (совокупность действий, событий на какую-либо тему; декоративной (орнаменты, узоры для украшения предметов).
В качестве основных задач обучения старших дошкольников аппликации выступают следующие [5] : дети должны уметь различать геометрические формы и знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб); иметь представление об основных цветах, дополнительных, а также оттенках, 333 практикуясь в составлении гармоничных сочетаний; разбираться в величинах и количествах: понимать и сравнивать большие и маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм; развивать чувство композиции : располагать в определенном ритме (в ряд, чередовать) одинаковые формы; располагать элементы композиции в зависимости от формы листа (на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге); придумывать и реализовывать сюжетной аппликации; составлять изображение предмета из элементов разной формы.
К общим развивающим задачам аппликации в дошкольном периоде традиционно относят обучение детей : 1) составлению декоративного узора из различных геометрических форм и растительных деталей с соблюдением ритмичного расположения и на картонной или тканевой основе различной формы; 2) сочинению сюжетного изображения из отдельных частей предмета; 3) получению деталей для аппликационных работ из различных материалов с помощью вырезывания разными приемами, технике прикрепления полученных деталей на поверхность; 4) различению цветов предметов и их оттенков, умению составлять гармоничные цветовые сочетания; 5) основам композиционных решений задуманных изображений с соблюдением пропорциональных отношений частей.
В процессе работы дошкольников с аппликацией расширяется ее содержание. Дети создают более сложные декоративные узоры из геометрических и растительных форм в рамках тех же тем, что и прежде, но с увеличенным количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой в руках, на голове намечаются глаза, нос и т. п.). Затем вводятся предметы с еще более мелкими частями (цыплята, кролики и др.).
Тематика детских работ постепенно расширяется. Интереснее становится практика использования и сочетания новых цветов (оранжевый, фиолетовый, различные оттенки цветов – светлые и темные. Занятия аппликацией способствуют : развитию чувства цвета, ритма, симметрии; развитию координации движений; сопоставлению предметов в результате их вырезания; ориентированию в пространстве при наклеивании фигур. 334
Алгоритм развития у детей 6-7 лет представлений о форме и цвете: накопление сенсорного опыта; формирование представлений о свойствах предметов; ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и свойствами, способами их использования; освоение специфических действий по обследованию качеств и свойств предметов (формы и цвета). Работа детей с аппликацией предполагает три этапа:
I этап – подготовительный. Задача: пробудить интерес у детей 6-7 лет к занятиям по аппликации в контексте темы занятия, обогатить «художественный» словарь детей.
II этап – основной. Задача: дополнить знания детей о средствах художественной выразительности в технике аппликации для решения творческих задач; развивать представления о форме и цвете.
III этап – заключительный. Задача: создать условия для применения детьми на практике полученных знаний и практических умений в самостоятельной изобразительной деятельности.
На занятиях использовались дидактические игры – для повторения и закрепления уже имеющихся у детей технических навыков и для постижения нового. Дидактическая игра активизирует познавательные процессы и способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков.
К основным умениям, способствующим развитию представлений дошкольников о форме и цвете относятся:
1) о форме: умение преобразовывать геометрические фигуры; умение выявлять характерные признаки формы предмета; освоение сенсорных эталонов; представление о многоугольниках, их признаках;
2) знание оттенков цветов; представление о разнообразии цветов; освоение сенсорных эталонов.
Подготовка к работе с аппликацией на занятиях предполагала проведении активных наблюдений за объектами природы во время прогулок и экскурсий, рассматривание иллюстраций и репродукций, чтение стихов, отгадывание загадок. На занятиях воспитатель учил детей видеть эстетические качества работы : красоту форм, особенности очертаний.
Таким образом, сенсорное воспитание детей дошкольного возраста предполагает : 1) формирование у детей процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира; 2) освоение сенсорных эталонов, т. е. формирование и развитие : 1) представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов; 2) перцептивных действий, необходимых для использования усвоенных эталонов при анализе свойств реальных предметов; 3) развитие представлений о форме и цвете, это – обязательные и взаимосвязанные составляющие сенсорного воспитания дошкольника.
Список литературы
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 1999. 344 с. 2. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961. 224 с. 3. Иттен И. Искусство цвета /Пер. с нем. ; Предисл. JI. Монаховой. М. : Изд. Д. Аронов, 2000. 96 с. 4. Колдина Д. Н. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет : конспекты занятий. М. : Мозаика-Синтез, 2011. 55 с. 5. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В., Поварченкова З. М. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах. М. : Академия развития, 2010. 240 с.