Папки-передвижки

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста при работе в технике аппликации

Зоя Чичикалова
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста при работе в технике аппликации

Сенсорное развитие старших дошкольного – неотъемлемая составляющая задачи гармоничного развития личности в дошкольных образовательных учреждениях. Одно из центральных ролей в данном процессе отводится формированию у детей чувства формы и цвета. Основа этого – художественно-эстетическое развитие ребенка, его способности к восприятию предметов и явлений окружающего мира. Проблема формирования у детей представлений о цвете и форме стала предметом изучения исследователей многих областей: педагогов и психологов, искусствоведов (А. В. Бакушинский, Н. Н. Волков, А. В. Запорожец, 331 Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, А. А. Мелик-Пашаев, В. С. Мухина, З. Н. Новлянская, Е. А. Флерина и др.). Теоретические и практические вопросы данного проблемного поля нашли отражение в работах Л. А. Венгера, Н. А. Ветлугиной, Н. П. Сакулиной и др.

Публикация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста при работе в технике аппликации» размещена в разделах

Исследователи в понятие «чувство цвета» включают способность ребенка воспринимать цвет в окружающем мире и искусственно созданной человеком среде, в художественных произведениях, умение ребенка предлагать цветовое решение создаваемому им образу, умение подобрать цвета, оттенки и создавать их в художественной деятельности, способность выражать собственное – индивидуальное – отношение к цвету, его сочетаниям (С. И. Абишева, В. И. Волынкин, Г. Г. Григорьева, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова). Форма наряду с цветом составляет основное содержание сенсорного развития детей дошкольного возраста, поскольку имеет определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях окружающей ребенка действительности (М. В. Бубнова, В. И. Волынкин, Т. Н. Доронова, Т. С. Киселева, К. А. Кравцова, М. О. Резванцева, Е. О. Смирнова).

К особенностям восприятия формы и цвета у детей 6-7 лет относятся : о форме: трудности в абстрагировании формы от предмета; точность различения геометрических форм; ситуативность восприятия; материализация пространственных признаков предметов; о цвете: средство выражения эмоционального состояния; знание 10-12 цветов, окрашивание предметов в соответствии с действительностью, но без оттенков; произвольное использование цвета – для украшения, любование красочностью; наличие предпочитаемого цвета («неподражательная» гамма красок (Н. П. Сакулина, большей частью яркого; «предметность» цвета.

Действенным средством сенсорного развития дошкольников является его художественная деятельность, в том числе занятия аппликацией, в процессе которых он изображает предметы и явления окружающей действительности (Н. Г. Лыкова, Н. Р. Макарова, И. А. Пищикова, С. В. Соколова). Декоративные свойства аппликации, большая условность изображения в сравнении с живописью и рисунком, локальные и контрастные цвета применяемых в этой технике материалов, схематизация, укрупнение форм, а также возможность тактильного изучения форм создаваемых объектов, разнообразие способов создания художественного образа с помощью как готовых форм, так и преобразованных фантазией ребенка, делают ее незаменимой для развития представлений старших дошкольников о форме и цвете [4, с. 87]. Своеобразие аппликации определяется и характером ее изображения, и техникой исполнения. Для аппликации характерны : обобщенная, практически без деталей, форма; локальные контрастные цвета без оттенков. Аппликация как вид прикладного искусства обладает своими особенностями: силуэтностью, плоскостной обобщенной трактовкой образа, однородностью (локальностью) цветового пятна без оттенков, выразительностью изображения, обобщенной, практически без деталей, формой. Изобразительные и выразительные средства аппликации (художественные средства, позволяющие создать выразительный образ) : в предметной аппликации – силуэт, цвет; в сюжетной – ритм, композиция; в декоративно-орнаментальной аппликации – ритм, цветовой строй, симметрия, гармония.

Аппликация трактуется в «Программе воспитания и обучения в детском саду» как разновидность художественной деятельности. Ее предназначение – способствовать формированию и развитию у дошкольников художественно-графических умений и навыков; мелкой моторики; эстетического мировосприятия и художественного вкуса; фантазии, творческих способностей; пространственного мышления. Кроме того, аппликация помогает усваивать знания о цвете и форме предметов, их строении, величине, о принципах композиционных решений. Аппликация бывает : предметной ( отдельные изображения: лист, ветка, дерево и т. д.); сюжетной (совокупность действий, событий на какую-либо тему; декоративной (орнаменты, узоры для украшения предметов).

В качестве основных задач обучения старших дошкольников аппликации выступают следующие [5] : дети должны уметь различать геометрические формы и знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб); иметь представление об основных цветах, дополнительных, а также оттенках, 333 практикуясь в составлении гармоничных сочетаний; разбираться в величинах и количествах: понимать и сравнивать большие и маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм; развивать чувство композиции : располагать в определенном ритме (в ряд, чередовать) одинаковые формы; располагать элементы композиции в зависимости от формы листа (на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге); придумывать и реализовывать сюжетной аппликации; составлять изображение предмета из элементов разной формы.

К общим развивающим задачам аппликации в дошкольном периоде традиционно относят обучение детей : 1) составлению декоративного узора из различных геометрических форм и растительных деталей с соблюдением ритмичного расположения и на картонной или тканевой основе различной формы; 2) сочинению сюжетного изображения из отдельных частей предмета; 3) получению деталей для аппликационных работ из различных материалов с помощью вырезывания разными приемами, технике прикрепления полученных деталей на поверхность; 4) различению цветов предметов и их оттенков, умению составлять гармоничные цветовые сочетания; 5) основам композиционных решений задуманных изображений с соблюдением пропорциональных отношений частей.

В процессе работы дошкольников с аппликацией расширяется ее содержание. Дети создают более сложные декоративные узоры из геометрических и растительных форм в рамках тех же тем, что и прежде, но с увеличенным количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой в руках, на голове намечаются глаза, нос и т. п.). Затем вводятся предметы с еще более мелкими частями (цыплята, кролики и др.).

Тематика детских работ постепенно расширяется. Интереснее становится практика использования и сочетания новых цветов (оранжевый, фиолетовый, различные оттенки цветов – светлые и темные. Занятия аппликацией способствуют : развитию чувства цвета, ритма, симметрии; развитию координации движений; сопоставлению предметов в результате их вырезания; ориентированию в пространстве при наклеивании фигур. 334

Алгоритм развития у детей 6-7 лет представлений о форме и цвете: накопление сенсорного опыта; формирование представлений о свойствах предметов; ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и свойствами, способами их использования; освоение специфических действий по обследованию качеств и свойств предметов (формы и цвета). Работа детей с аппликацией предполагает три этапа:

I этап – подготовительный. Задача: пробудить интерес у детей 6-7 лет к занятиям по аппликации в контексте темы занятия, обогатить «художественный» словарь детей.

II этап – основной. Задача: дополнить знания детей о средствах художественной выразительности в технике аппликации для решения творческих задач; развивать представления о форме и цвете.

III этап – заключительный. Задача: создать условия для применения детьми на практике полученных знаний и практических умений в самостоятельной изобразительной деятельности.

На занятиях использовались дидактические игры – для повторения и закрепления уже имеющихся у детей технических навыков и для постижения нового. Дидактическая игра активизирует познавательные процессы и способствует лучшему усвоению знаний, умений и навыков.

К основным умениям, способствующим развитию представлений дошкольников о форме и цвете относятся:

1) о форме: умение преобразовывать геометрические фигуры; умение выявлять характерные признаки формы предмета; освоение сенсорных эталонов; представление о многоугольниках, их признаках;

2) знание оттенков цветов; представление о разнообразии цветов; освоение сенсорных эталонов.

Подготовка к работе с аппликацией на занятиях предполагала проведении активных наблюдений за объектами природы во время прогулок и экскурсий, рассматривание иллюстраций и репродукций, чтение стихов, отгадывание загадок. На занятиях воспитатель учил детей видеть эстетические качества работы : красоту форм, особенности очертаний.

Таким образом, сенсорное воспитание детей дошкольного возраста предполагает : 1) формирование у детей процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира; 2) освоение сенсорных эталонов, т. е. формирование и развитие : 1) представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов; 2) перцептивных действий, необходимых для использования усвоенных эталонов при анализе свойств реальных предметов; 3) развитие представлений о форме и цвете, это – обязательные и взаимосвязанные составляющие сенсорного воспитания дошкольника.

Список литературы

1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 1999. 344 с. 2. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961. 224 с. 3. Иттен И. Искусство цвета /Пер. с нем. ; Предисл. JI. Монаховой. М. : Изд. Д. Аронов, 2000. 96 с. 4. Колдина Д. Н. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет : конспекты занятий. М. : Мозаика-Синтез, 2011. 55 с. 5. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В., Поварченкова З. М. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах. М. : Академия развития, 2010. 240 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Развитие сенсомоторных навыков – главная задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Первый сенсорный опыт дети получают.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Сенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Зрительное восприятие.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста при работе в технике аппликации
Опубликовано: 14 февраля 2021 в 18:34
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста при работе в технике аппликации» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Чичикалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД