Екатерина Доронина
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей через развивающие игры с блоками Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое сенсорное развитие?
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвета, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его;
Публикация «Консультация для родителей „Сенсорное развитие детей через развивающие игры с блоками Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
познавательной и личностной сферы, необходимый для успешного освоения школьной программы и социальной адаптации в детском коллективе;
Успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов;
Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;
Многочисленные современные детские развивающие пособия – отличные помощники для познавательного развития детей. Один из самых удачных вариантов – методика Дьенеша.
В чем же заключается методика Дьенеша?
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.
Логические блоки Дьенеша представляют собой
набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые);
в) двух размеров (большие и маленькие);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие).
К этим блокам есть интересные альбомы, которые делятся по возрастным группам: для самых маленьких, для детей от 3-х лет, и для младшего школьного возраста.
Существует множество интересных игр с блоками Дьенеша, которые будут интересны для малыша и полезны для занятий дома с родителями и в саду с воспитателями. Игры также поделены по группам, в соответствии с возрастом ребёнка и по степени сложности заданий.
Сначала необходимо познакомить детей с блоками. Дети могут использовать их как строительный материал, (строить дорожки для машинок, башенки, забор, стол, стул. Т. к. блоки яркие, безопасные, легкие ими удобно строить на столе, ковре, использовать в уголке экспериментирования.
Игры и упражнения с блоками Дьенеша
«Волшебный мешочек» : в красочный тканевый мешочек сложить фигуры и попросить найти на ощупь круглую (треугольную, квадратную) фигуру; тонкую или толстую фигуру, большой (или маленький) круг (треугольник, квадрат, тонкий (или толстый) треугольник (круг, квадрат).
«Сухой бассейна» для рук. В тазик насыпать промытый и просушенный горох (или фасоль, рис, гречку, в который «закапывать» фигуры. Игры с использованием «сухого бассейна» очень нравятся малышам, они доставляют большое удовольствие, способствуют развитию координации движений, производится нежный массаж рук, пальчики становятся более чувствительными.
Игры, с помощью которых малыши учатся различать предметы по свойствам, а так же осваивают понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам как форма, цвет, размер, толщина.
«Найди соседа»
Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.
«Подарочек»
Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинакового цвета (У куклы в красном платье – красные фигурки, у куклы в желтом платье – желтые фигурки, у куклы в синем платье – синие),
«Игра с обручем»
Положите обруч (красный). Малыш должен расположить все фигуры красные внутри обруча, а все синие и желтые – снаружи
«Дорожки»
Выложить полоску из 4-5 блоков одного (цвета, формы).
«Мамы и малыши». Составляем пары: большой жёлтый круг встает в пару с маленьким жёлтым кругом и т. д.
«Что изменилось». Перед детьми выкладывается несколько фигур (начиная от 3-4 до 5-6, просим внимательно рассмотреть и запомнить их. Потом считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» просим закрыть глаза и убираем одну из фигур. Произносим считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» и просим сказать, какой.
Серия игр «Выложи картинку».
Для этих игр используется готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Маленькие логики». Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.
Найди недостающую фигуру. Положить три разных блока. Ребёнок закрывает глазки, мама прячет одну фигуру. «Какую фигурку забрал Зайчик?»
«Цепочка» чередование блоков по цвету : красная, жёлтая, красная, жёлтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине).
Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы дети понимали смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»
Например, перед детьми выкладываем блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины. Спрашиваем: «Чем похожи эти фигуры?» Ребенок отвечает: «Это круг, и это круг, и это круг».
- «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?» - «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный».
- «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Ребенок отвечает : «Этот маленький, а этот большой».
– Правильно, и по величине они разные.
Игра «Какая фигура лишняя?» Выкладываем три фигурки – две со схожими свойствами, а одна – отличающаяся. Например: два круга и один треугольник; две красные фигуры и одна – желтая; две тонкие и одна – толстая; две большие и одна – маленькая. Просим назвать, какая фигура лишняя и почему.