Светлана Кореневская
Сенсорно-конструктивные игры для детей раннего возраста. Обмен опытом работы
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинаются познания. Развитию восприятия и формированию у детей представления о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве и др.) уделяется большое внимание в дошкольной педагогике. При этом основной формой обучения детей раннего возраста жизни являются игры.
На втором году жизни у ребенка начинает складываться представление о функциональном назначении строительных деталей, о простейших предметах, которые можно соорудить, и об игрушках, которыми можно обыграть постройки.
Темочки:
- Конструирование. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Работа с родителями
- Темочки
Ребенок понимает, что кубики можно ставить друг па друга до тех пор, пока башня не упадет. Может построить ворота и проехать сквозь них на машине. Эти действия вызывают у детей тягу к экспериментированию, что, в свою очередь, ведет к развитию речи.
К трем годам ребенок воспринимает конструирование с сюжетно- отобразительной игрой. Мотивом для постройки является сюжет игры. Хотя инициатором процесса является взрослый, дети с удовольствием включаются в ход игры. При этом они познают свойства деталей, представления о цвете, форме и величине, структуре материала.
На примере сказок дети учатся соразмерять величину постройки с
ш- „
игрушкой, для которой она сделана, различные цвета и т. д.
Пример 1. Для зайчика мы построим маленький домик, а для медведя - большой.
Пример 2. Для куклы мы построим красный домик, а для собачки - синий.
Пример 3. Давай построим домик - он большой. А заборчик рядом построим маленький. Видишь, он меньше дома.
Пример 4. Сравнение: в маленькие ворота большая машина не проезжает, а маленькая? А что надо сделать, чтобы здесь проехала большая
*
машина?
Пример 5. Строим стул и стол для куклы. Затем сравниваем - удобно ли там сидеть маленькой кукле? А большой?
Гак, ребенок, практикуясь в постройках и сравнивая их, накапливает опыт, развивает фантазию и мышление. Но для лучшего развития и проявления фантазии им необходима помощь взрослых, которые дают детям представление об окружающем мире, знакомят с предметами, читают сказки и рассказывают истории, показывают разнообразные действия с предметами. Разберем это на конкретных примерах.
Пример 6. Используя мозаику, составляем цветы. Ромашка - белая, а василек - синий.
Пример 7. Из геометрической мозаики строим дом с заборчиком. Дом - квадратный, крыша - треугольная, ворота - прямоугольные.
Пример 8. Давайте построим теремок для зверей. У входа в дом будет жить собачка, на заборе у дома будет сидеть петушок, на подоконнике любит спать кошечка и т. д.
Отсюда мы делаем вывод, что конструктивная деятельность соседствует с сенсорным развитием через сюжетно-отобразительную игру, что является основополагающим фактором в развитии детей. Проследим это на з а к л I о ч й тел ь н о м приме р е.
Пример 9. Игра «Какая наша неваляшка?» Воспитатель спрашивает: «Какое у неваляшки туловище, какая голова? Какого цвета наша неваляшка?» Потом достает неваляшек другого цвета и другого размера, и рассказывает стихотворение:
Неваляшки бывают разные - Зеленые, желтые, красные,
Маленькие и большие.
Все очаровательные такие!
Затем воспитатель говорит: «А теперь давайте сделаем неваляшку вмес1е с вами!» Дети выкладывают из кругов разной величины и разных цветов, неваляшек
Воспитатель читает стихи:
Вот какие неваляшки,
Веселые кругляшки!
Хотят куклы погулять, Свежим воздухом подышать!
(Куклы «гуляют»).
Воспитатель продолжает стихи:
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали,
Стали куколки зевать,
Не нора ли им поспать?
Очень хочется милашкам отдыхать!
Воспитатель говорит: «Чтобы уложить неваляшек спать, им обязательно нужны кроватки. Давайте их построим, для каждой куколки свою». Воспитатель продолжает стихами:
У каждой неваляшки своя кроватка, В ней спится удобно и сладко. Умелые ручки у наших ребят, Неваляшки спасибо Вам говорят!