Мария Чертилина
Сенсорно-интегративная артикуляционая гимнастика в работе с детьми с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
М. А. Чертилина
учитель логопед
МБОУ «Школа №1 с наличием интерната» г. Сарова.
Сенсорно-интегративная артикуляционая гимнастика в работе с детьми с
ДЦП[/h3]
Цель статьи:
- дать определение С-ИАГ;
- обосновать целесообразность использования с-иАГ в работе с детьми обозначенной группы;
- представить собственные рабочие решения по теме
Публикация «Сенсорно-интегративная артикуляционая гимнастика в работе с детьми с ДЦП» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
1. Введение
Современное состояние науки и требования, предъявляемые самой реальностью заставляют педагога держать руку на пульсе и бесконечно искать все новые и более эффективные способы решения каждодневных практических задач.
2. Основное содержание
a. ДЦП –это
Детский церебральный паралич – это группа двигательных нарушений, которые возникают в период родов и непосредственно после них. Заболевание проявляется патологией движений, положения тела в пространстве и координации.
b. Речевые нарушения при ДЦП
У детей с ДЦП нарушения речи возникают вследствие двух основных причин. Первая – это непосредственное поражение структур мозга, отвечающих за речь и правильное функционирование речевого аппарата. А вторая – нарушение созревания других участков мозга, которое в норме происходит с взрослением ребенка и приобретением им речевых навыков.
Детский церебральный паралич вызывает целый ряд двигательных затруднений. Это проблемы с мышечным тонусом, патологические двигательные стереотипы, патологические рефлексы, сниженный мышечный контроль и патолоческая сенсорная чувствительность
Первую группу составляют проблемы с мышечным тонусом. Гипотонус усложняет для ребенка антигравитационные движения, сопротивляемость и силовые движения. Ему трудно поднимать язык и удерживать его в этом положении, вытолкнуть зонд изо рта по просьбе логопеда. Гипертонус означает, что ребенку нужно приложить значительное усилие, чтобы преодолеть сопротивляемость спастических и напряженных мышц. Например, патологический тонус в мышцах языка может оттягивать его назад, затрудняя вытягивание языка изо рта. Патологический мышечный тонус, вызванный ДЦП, не прогрессирует. Другими словами, он не станет усугубляться в течение жизни ребенка. Однако и лучше он не станет. Ребенок не «вырастет» из проблем с мышечным тонусом, и упражнения не помогут нормализовать его. Однако терапевтические упражнения и занятия помогут ему овладеть моторными навыками, несмотря на его патологический мышечный тонус.
Дети с церебральным параличом могут демонстрировать не только патологический мышечный тонус, но и патологические двигательные стереотипы. Двигательный стереотип – это последовательность движений. Когда мы используем наши мышцы, мы, как правило, делаем не одно движение, а несколько последовательных. Например, когда мы шагаем, поворачиваемся или пожимаем кому-то руку, мы используем для этого определенную последовательность движений.
Когда ребенок со спастическим тетрапарезом хочет дотянуться до чего-либо и схватить, может случиться следующее: рука поднимается, но вместо вытягивания, сгибается в локте; вместо поворачивания наружу она поворачивается внутрь; вместо выпрямления кисть переворачивается и вместо раскрытия ладонь сжимается в кулак.
Это не значит, что ребенок хочет сделать это патологическое движение. Если вы попросите его постараться получше, вполне вероятно, что результат окажется еще хуже. Дополнительное усилие добавит напряжения в гипертонические мышцы вашего ребенка. Это, в свою очередь, приведет к тому, что движение будет еще более патологическим.
Дети с атетоидным ДЦП демонстрируют непроизвольные движения ног и рук, даже когда хотят находиться в неподвижности. При дотягивании до объекта их руки могут промахнуться, потянувшись слишком далеко. При ходьбе их руки и тело могут двигаться так сильно, что им сложно удерживать равновесие.
К счастью, исследователи утверждают, что двигательные стереотипы, улучшаются в результате терапии и тренировок.
Патологические рефлексы могут вызывать некоторые из патологических движений, которые мы видим у детей с ДЦП. Рефлексы – это непроизвольные движения, которые вызываются такими стимулами, как прикосновение, надавливание, или движением в суставе.
Есть рефлексы, которые наблюдаются только у младенцев в первые месяцы жизни – со временем они угасают. Они называются примитивными рефлексами и являются нормальными. У детей с ДЦП эти рефлексы могут не исчезнуть и стать более выраженными. Тогда они рассматриваются как атипичные, или патологические.
На занятиях может вызывать трудности, к примеру, рефлекс Моро (вздрагивания). Некоторые дети с ДЦП очень легко вздрагивают от неожиданных звуков или событий. Звук открывающейся двери, чей-то голос – все это заставляет детей вздрагивать, что резко усиливает мышечный тонус и, как следствие, ребенок может потерять равновесие и упасть.
Неспособность контролировать мышцы – самая распространенная проблема детей с ДЦП. В норме эта функция позволяет нам регулировать силу, скорость и время наших движений.
У детей с ДЦП мышечный контроль ниже. Им сложно контролировать силу, скорость, последовательность и продолжительность своих движений. Вместо надувания одной щеки они могут надуть обе; вместо того чтобы легко взять предмет, они могут схватить его слишком сильно и сломать; вместо быстрого вытягивания губ из положения в улыбке в положение трубочка они могут вытягивать их слишком медленно. Тем не менее в результате лечения и тренировок дети с ДЦП демонстрируют улучшение мышечного контроля и координации, если только у них не наблюдается очень существенных нарушений.
Дети с ДЦП могут иметь поражения в той части мозга, которая интерпретирует информацию органов чувств, получаемую о прикосновениях, положении тела в пространстве и движении. В результате ребенок может быть гипо– или гиперчувствительным. Ребенок с гипочувствительностью к прикосновениям получает совсем мало информации, когда касается чего-то – или когда к нему прикасаются. Из-за притупленных тактильных ощущений ему сложно опознать свои органы артикуляционного аппарата, определить их положение. В упражнении «Где сидела муха?» мы дотрагиваемся игрушкой, например, до кончика носа ребенка, затем просим показать, где сидела муха, но он указывает на свою щеку или лоб, та как затрудняется в распознавании сигналов от разных частей лица. Представьте, насколько невыполнимой станет инструкция «поставь язычок ЗА верхние зубки».
Дети с гиперчувствительностью получают слишком много информации. Поэтому для этих детей может быть неприятным касаться чего-то – или чувствовать прикосновения, и поэтому они будут избегать того и другого. Такой ребенок может получать больше информации, чем обычный, когда он получает логопедический массаж, или выполняет самомассаж или упражнение «орешек за щекой». Гиперчувствительность приводит к неприятным ощущениям от прикосновений языка к небу, щекам, губам, логопедическим зондам, либо чрезмерный рвотный рефлекс, поэтому дети могут пытаться этого избегать, что значительно затрудняет работу над звукопроизношением.
c. Почему сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика?
Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией. Например, сенсорная интеграция наблюдается, когда мы ощущаем прикосновения ползающей по нам букашки, осознаем происходящее и знаем, где ее можно прихлопнуть. Иными словами всё то, что мы получаем от органов чувств (а это - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувство движения (вестибулярная система, чувство положения тела в пространстве (проприоцепция, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.
В 1979 году американская исследовательница и терапевт Джин Айрес написала книгу «Ребенок и сенсорная интеграция». Её исследования продолжает немецкий эрготерапевт Улла Кислинг.
Наша соотечественница М. И. Лынская в 2016 году выпустила книгу «Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика», в которой обоснована и описана теория и практика использования сенсорно-интегративного подхода для проведения увлекательной и очень эффективной артикуляционной гимнастики.
В своей работе с детьми с ДЦП я нашла целесообразным применять комплексы упражнений сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика является необходимой составляющей любого логопедического занятия. В работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, она решает задачи формирования артикуляционных укладов звуков речи, развития мышечной силы органов артикуляции и др. Для детей с ДЦП с помощью артикуляционных упражнений решаются задачи по преодолению апраксии: ребенок обучается произвольным движениям органов артикуляции, что положительно влияет на способность к отраженному и сопряженному повторению слов; становлению слогового ритма и пр. Зачастую детям среднего школьного возраста не интересны предлагаемые в литературе традиционные артикуляционные упражнения. Многие из них предназначены для детей более младшего возраста и используются на подготовительном этапе в работе по коррекции звукопроизношения. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика предлагает систему упражнений, направленных в первую очередь на преодоление апраксии. В зависимости от первоначальных возможностей детей, поначалу упражнения могут выполняться взрослыми перед детьми, затем детьми пассивно (с помощью взрослых, постепенно переходя к самостоятельному выполнению.
d. 4 комплекса:
Занятия с детьми проходят индивидуально, 1 раз в неделю, с третьей недели сентября по вторую неделю мая. Поэтому для себя я выбрала 4 комплекса упражнений: «Морская прогулка», «Овощи и фрукты», «Встреча с ёжиком», «Поварское дело». Работа над каждым комплексом осуществляется примерно в течении двух месяцев. В начале логопед показывает упражнение, в случае необходимости помогает ребенку выполнить его пассивно, уменьшая количество подсказок по мере овладения навыком. На каждом занятии вводятся по 2-3 новых упражнения из комплекса.
e. Договориться с родителями, привязать к рутине
Залогом эффективности упражнений является их систематичность. Невозможно существенно улучшить состояние звукопроизношения школьника с ДЦП за одно занятие в неделю. На помощь приходит участие родителей. В процессе занятия я приглашаю родителей посмотреть, какие упражнения уже получаются, разъясняю, как именно «сдувание» увеличивает продолжительность речевого выдоха, а «удержание русалки за хвост» помогает развить плотное смыкание губ и сделать более четким произнесение губных согласных. Затем я задаю вопрос, смогли бы родители помогать ребенку самому выполнять упражнения в те дни, когда занятий с логопедом нет. Вместе мы обдумываем, как это можно реализовать, не осложняя чрезмерно жизнь семьи. Очень помогает подход монтессори-педагога Марины Белозеровой, который называется «Привязка к рутине» Удобно выполнять артикуляционную гимнастику во время утренней чистки зубов. Достаточно лишь немного расширить это ежедневное действие. Почистив зубы, ребенок может полоскать рот и горло (по возможности, выполнять упражнения «буря в стакане», сплевывать с губ/кончика языка предметы (которые маме удобно тут же убрать) и т. д.
f. Наклейки на зеркало
Структурировать самостоятельные занятия помогают наклейки. Их легко напечатать на самоклеющейся бумаге и передать родителям для размещения в ванной на видном месте. Наклейки (напр., изображение русалочьего хвоста- «удержи русалку за хвост» или виноградная гроздь и изюминка - «Жил-был виноград») выдаются по мере закрепления самостоятельного выполнения упражнений и помогают ребенку самостоятельно отслеживать свой прогресс.
Весь материал для проведения занятий индивидуален, перед началом занятия проходит санитарно-гигиеническую обработку с помощью специализированных средств для обработки логопедических зондов, а также в стерилизационном оборудовании.
Обращаем внимание, что предлагаемые комплексы упражнений не заменяют традиционные, необходимые на подготовительном этапе перед постановкой нарушенных звуков. Работа по постановке звуков должна включать в себя традиционные комплексы, содержание которых зависит от конкретного звука, описанные в других методических пособиях.
3. Вывод:
Таким образом, выполнение упражнений из предложенных комплексов, решаются следующие задачи:
— активизируется небно-глоточное смыкание, что способствует устранению гиперназализации;
— растягивается подъязычная складка («уздечка») языка, позволяя выполнять артикуляционные движения с большей амплитудой;
— дифференцируется носовой и ротовой выдохи, что положительно влияет на длину и силу фонационного выдоха;
— улучшаются показатели координации, точности, темпо-ритмические характеристики артикуляционных движений, что способствует улучшению четкости произношения;
повышается качество обратной связи от артикуляционных органов, что способствует преодолению апраксии.
Метод сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики обеспечивает развитие сенсорных, моторных, речевых и познавательных возможностей у детей с ДЦП. Важно, чтобы при выполнении упражнений дети не принуждаются к выполнению упражнений, вся работа строится на интересах ребёнка и зависит от его эмоционального состояния, что соответствует требованиям ФГОС
Использованная литература:
1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л. И. Беляковой — М. : Книголюб, 2004. — 56 с.
2. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. В помощь родителям. — М. : В. Секачёв, 2012. — 46 с.
3. Дедюхина Г. В., Яньшина ТА., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3—5 лет, страдающими детским церебральным параличом. — М. : «Гном- Пресс», 1999.
4. Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге : Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие/ под ред Е,В. Клочковой. – 7-е изд. – М. :Теревинф, 2019.
5. Лынская М. И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. – М. : Парадигма, 2016.
6. Мартин Зиглинда Обучение моторным навыкам детей с ДЦП: Пособие для родителей и профессионалов/ науч ред. Е. В. Аронскинд, Е. А. Морошек. – Екатеринбург : «Рама Паблишинг», 2015.