Мальцева Галина
Сенсорно-двигательные игры как результат повышения мотивации к физкультурным занятиям детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорно-двигательные игры как результат повышения мотивации к физкультурным занятиям детей с ОВЗ
Каждый из нас был когда-то маленьким и наверно помнит, как хотелось потрогать что ни будь новое, прикоснуться, погладить, то есть изучить предмет со всех сторон. Что бы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к этому действию. Если он не сможет это сделать самостоятельно, то не сможет ощутить свойства предмета. И чем раньше, мы дадим в его руки разнообразные предметы, тем быстрее мы научим ребенка быть ловким и умелым и он сможет многое познать с его помощью.
Что такое сенсорные системы и как они работают?
Публикация «Сенсорно-двигательные игры как результат повышения мотивации к физкультурным занятиям детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В последние десятилетия во многих странах прочное место в коррекционно-педагогической работе заняла терапия сенсорной интеграции. Этот метод разработан американским эрготерапевтом Джин Айрес и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Восприятия различных ощущений тесно переплетены. Все системы воспринимающие ощущения собственного тела и воспринимающие воздействия внешнего мира на тело всегда работают одновременно. А сенсорная интеграция – это взаимодействия всех органов чувств, которая подразумевает упорядоченное ощущения и раздражения таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.
Сенсорная интеграция – это фундамент без которого невозможно нормальное функционирование высших психических функций, без которого невозможно чтение, письмо и адекватное поведение.
Важными условиями для коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в детском саду являются: первое - совершенствование процесса обучения на занятиях и во время игровой и самостоятельной деятельности ребенка; второе - постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих детям эффективно усваивать программный материал.
Сенсорная интеграционная терапия стремится восстановить нарушенное по разным причинам развитие, используя вместо лекарств физические упражнения. У детей с ЗПР формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, нарушением двигательного, зрительного и слухового анализаторов. У них патологически развивается схема положений и движений тела, воспроизведение движений вызывает огромные трудности. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь.
В этой работе показаны методы и приемы нашей работы по развитию сенсомоторных навыков посредством игровой деятельности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности. Мы знаем, когда маленький ребенок, начинает открывать окружающий мир, то он впитывает в себя потоки сенсорной информации. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Именно поэтому так важно, чтобы предметно-развивающая среда систематически включалась во все моменты жизни дошкольников, а в особенности для детей с ОВЗ.
Работая с детьми с ОВЗ, нами было выявлено, что самое трудное и актуальное, это привлечь ребенка к обучающим играм, замотивировать, пробудить устойчивый интерес к занятиям. Для этого нами широко используется разнообразный дидактический материал и игровая деятельность. Мы решили насытить предметно-развивающую среду яркими многофункциональными пособиями сделанные своими руками. Одновременно, были привлечены родители к обогащению сенсорного опыта детей, через выполнение с ними различных видов заданий. В ходе игры дети, имитируя движения персонажей активируют речь, и моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
На начальном этапе обучения больше отводится места игровым и сюжетным занятиям, посредством которых реализуется главное направление, как коррекция движений через игру.
Поэтому в специальной педагогике игры и игровые упражнения всегда считались его основным средством. Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. Почти все эти ощущения мы используем на занятиях по физической культуре.
Метод сенсорной интеграции решает целый спектр проблем и позволяет улучшить физическое развитие детей, концентрацию внимания, зрительно-слуховые способности, чувство равновесия что естественным образом положительно сказывается на общем развитии и самооценки ребенка.
В дошкольном периоде детства, продолжает формироваться и развиваться все анализаторы, поэтому сенсорное воспитание считается одним из приоритетного направления в развитии ребенка.
Цель коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов в центральной нервной системы ребенка.
Сегодня мы предлагаем пройти путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомить с играми, с использованием нестандартного оборудования для сенсорного развития дошкольников.
Цель методических рекомендаций внедрение современных средств, методов и форм адаптивной физической культуры для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
На начальном этапе рекомендуется использовать сенсорные игры, которые состоят из простых или уже изученных упражнений ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазания, перелазания, предметных действий. Они могут быть сюжетными, имитационными, в виде эстафет, полосы препятствия.
Для гиперактивных детей не рекомендуется проводить остроконфликтные игры вызывающие чрезмерный азарт и перевозбуждение.
В нашем детском саду, имеется достаточное количество сенсорного оборудования, поэтому мы часто включаем в свою работу элементы сенсорной интеграции. Разнообразие и вариативность игр, спортивного оборудования, интересного пособия позволяют педагогу повысить мотивацию детей к занятиям по физической культуре.
На занятиях по физической культуре ребенок вовлекается в такие виды активности, которые выглядят как игра, но на самом деле является серьёзной работой для ребенка. Активно играя дети получают информацию от рецепторов всех чувств: осязания, вестибулярного аппарата, ощущения тела или проприорецепторов, обоняния, слуха, зрения, вкус.
Все сенсорные игры условно можно разделить на две категории. Игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обоняния. Так например: «Волшебный мешочек», «Угадай на вкус», Угадай на ощупь».
Игры - направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, осознания себя в окружающем пространстве, то есть кинетическое и кинестетическое развитие. Игры динамического и статического характера:
Игра «Разноцветные палочки». Целью является учить детей различать цвета, развивать моторику рук, учить навыкам счета. Игра «Волшебные шарики». Применяем их мы в перерывах между занятиями, делаем массаж рук. Шарик имеют различные наполнители.
Анализ проведенной работы показал:
Использование нестандартного оборудования и пособий способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению достижений коррекционно-восстановительной работы, вызывает интерес и эмоциональный отклик у детей, что в свою очередь способствует оздоровлению, реабилитации и социальной адаптации детей с ОВЗ. Результатом успешной сенсорной интеграции являются следующие навыки: концентрация и способность выполнять несколько задач одновременно, регуляция тонуса и равновесия, координация положения тела и движений, распределение силы и развитая мелкая моторика, понимание слов и речи, улавливание ритма и мелодии, а также повышение самооценки, уверенности в себе.