Папки-передвижки

Сенсорно-двигательные игры для раннего и младшего дошкольного возраста

Алина Долгушина
Сенсорно-двигательные игры для раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, в раннем возрасте у ребёнка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. Современная педагогика формирование этих качеств связывает с физическим воспитанием. Однако данный аспект не сводится к тренировке движений, к развитию моторики. Он охватывает характер взаимодействия маленького ребёнка с миром, предметным и социальным. А также со становлением чувства «Я». Чувство «Я» развивается на пересечении двух встречных процессов, один из которых направлен внутрь себя (ощущение своих движений и телесных границ, а другой – вовне (социальные отношения, освоение свойств и качеств окружающего мира).

Публикация «Сенсорно-двигательные игры для раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Общее развитие ребёнка раннего возраста невозможно без базового телесного ощущения самого себя. Переживание своего движения, равновесия и чувства осязания поверхности своего тела – пространственный образ себя – играет важнейшую роль в построении ребенком своих психологических границ и, следовательно, является важнейшим условием становления самосознания. Ощущение себя в границах тела и выстраивание границы «Я и Мир» имеет большое значение в различных областях развития ребенка: в предметной, познавательной, учебной деятельности. В контактах с окружающими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками, в становлении самостоятельности. От овладения своим телом, произвольного управления им, от адекватной тактильной чувствительности зависит и формирование произвольности поведения, внимания, зрительно-пространственная ориентация. На этой основе базируется способность ребенка к обучению письму и чтению и в целом к школьному обучению.

В настоящее время все больше детей раннего и дошкольного возраста испытывают те или иные затруднения в развитии. Среди них наиболее часто встречаются расторможенность, двигательная неловкость, задержка моторного, речевого, эмоционально-волевого развития. По мнению специалистов, затруднения наблюдаются почти у 70% детей первых семи лет жизни. Несформированность или нарушение границ телесного «Я» отражается не только на двигательной сфере, но и на внутреннем самоощущении ребенка, его эмоциональной, речевой, коммуникативной, познавательной сфере. Ребенок, плохо чувствующий свое тело, не управляющий своими движениями, не может сосредоточиться на восприятии событий. Впечатлений и ощущений как извне, так и изнутри.

Нарушения границ своего «Я» могут иметь две основные тенденции: либо в сторону их отсутствия, либо в направлении чрезмерной закрытости, отгороженности от окружающего мира. Для первого типа характерна чрезмерная открытость внешнему миру и потеря, а точнее, не обретение самого себя. Проявляется это в чрезмерной возбудимости, обостренной тактильной чувствительности, импульсивности и непредсказуемости движений (возможна как высокая подвижность, так и, напротив, паническая зажатость). В общении с незнакомыми людьми таких детей либо охватывает страх, либо отличает напористость поведения, переходящая в навязчивость. Второму типу свойственна погруженность в себя, своеобразная «толстокожесть», нечувствительность. Проявляется она в «неуклюжести» движений, общей пассивности, сниженном интересе к окружающему. Такие дети безынициативны и в общении, и в предметной деятельности; в играх у них не выстраиваются контакты со сверстниками – они обычно попадают в группу нежеланных или отвергаемых партнеров.

Обе тенденции сигнализируют о затруднении в становлении адекватного контакта у ребёнка не только с окружением, но и с самим собой. Часто их связывают с врожденными динамическими характеристиками нервной системы (темперамент, сила нервной системы). Однако эти характеристики не являются главными и единственными причинами проблем ребенка.

Пространственный образ «Я» складывается в раннем возрасте – в 1-3 года. Именно в этот период помощь взрослого наиболее эффективна и помогает предотвратить серьёзные проблемы в более поздние периоды.

В авторских разработках и в народной педагогике представлено множество игр, позволяющих в наглядно – образной форме целенаправленно формировать у детей собственный пространственный образ. Часть из них известна как потешки и пестушки. Они непременно сопровождаются как ритмичными стихами или песенками, так и движениями (касание, поглаживание, похлопывание, качание, подбрасывание). Некоторые из игр предполагают подражающие жесты и движения в кругу. Игры эти в явной, очевидной для малыша форме предъявляют образцы осмысленных и понятных ему движений и побуждают к их воспроизведению. Внешнее и внутреннее употребление, проигрывание своего действия становятся условием его чувствования, осознания. Такие игры можно назвать сенсорно-двигательными. Им присуще следующие черты:

Рифмованный текст или песенка, которые создают целостный образ и эмоциональный фон;

Ритмичные движения, в которых присутствует чередование контрастов: быстро-медленно, высоко-низко, далеко-близко, крепко-нежно и т. д. ;

Повторы, предполагающие различные качества и вариации движений;

Эмоциональное напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, которые малыш переживает вместе с близким взрослым.

Многие современные программы представляют разные виды игр, в том числе и с движением. Но тактильные и двигательные впечатления в них обычно не рассматриваются как источник общего развития ребенка и его самосознания. Чаще всего впечатления эти выступают в качестве забавы или сенсорных стимулов, способствующих развитию восприятия и общения матери и ребёнка. Мы же рассматриваем такие игры как источник переживания разных телесных ощущений, а значит, и переживания самого себя, которое лежит в основе личностных качеств более высокого порядка.

Выразительные характерные жесты позволяют ребенку удерживать образ. Именно через подражание развивается способность воспринимать, усваивать и воспроизводить осмысленные движения. Создание и переживание различных образов – конкретных или отвлеченных – дают ребенку возможность глубоко почувствовать разные ощущения себя в разном движении и ощущения себя в окружающем пространстве.

Можно выделить два вида игр и, соответственно, два уровня сложности: простые (сенсорно-двигательные) и сложные (образно-жестовые). В простых играх используются образы, относящиеся к повседневной жизни ребенка раннего возраста : к умыванию, одеванию и т. п., где важным элементом является непосредственное восприятие собственного тела в контексте обыденной жизни. В сложных играх (музыкально- ритмические или хороводные) сюжет составляют отвлеченные образы – движения животных, явления природы, что предполагает сложные и дифференцированные движения. По существу, это жесты с участием воображения. Предназначены такие игры для детей дошкольного возраста.

Маленькому ребёнку, чтобы он мог сосредоточиться на действиях и не мигрировать по группе, необходим ориентир, определенное место в пространстве. Таким ориентиром служит стул. В дошкольном же возрасте ребенок постепенно становится способным все более управлять собой, находить и удерживать свое место в кругу. Поэтому со временем дети вполне могут рассаживаться в круг на полу.

Что важно? Чтобы взрослый, не прерывая игру, имел под рукой необходимый материал. Если таковой предусмотрен. Для этого он заранее все подготавливает и располагает в шаговой доступности, накрыв лоскутком ткани.

Наблюдение, как и подражание – это тоже переживание движения, только уже внутреннее. Внимательно наблюдая, малыш воспроизводит воспринимаемое движение взрослого внутри себя, незримо, о чем говорят микрожесты, мимика и спонтанность повторения. Поэтому наблюдение так же, как и непосредственное действие, способствует становлению переживания и осознания ребёнком самого себя.

Литература:

Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и в доме ребенка. М., 2003.

Горшкова Е. В. Выразительное движение. М., 2000.

Ларечина С. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. М., 2002.

Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб., 2009.

Пивненко Т. В. Психологические границы Я в игре детей, не принимаемых сверстниками: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2008.

Публикации по теме:

«Петя-петушок» Сценарий досуга для групп раннего и младшего дошкольного возраста«Петя-петушок» Сценарий досуга для групп раннего и младшего дошкольного возраста «Петя-петушок» сценарий досуга для групп раннего и младшего возраста. Лето 2016 Дети занимают свои места на площадке. Хозяюшка: Здравствуйте,.

Дидактическая игра «Кто это и чем питается» для детей раннего и младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто это и чем питается» для детей раннего и младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Кто это и чем питается». Цель: Закреплять знания детей о питании животных и птиц. Задачи: 1. Закреплять и расширять.

Дидактическая игра «Кто это и где живет?» для детей раннего и младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто это и где живет?» для детей раннего и младшего дошкольного возраста Цель игры: Закреплять знания детей о диких и домашних животных и птицах, местах их обитания. Развивать представления детей о том, какие.

Дидактическая игра «Матрешки» для детей раннего и младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Матрешки» для детей раннего и младшего дошкольного возраста Цель игры: Закрепление у детей знаний о четырех основных цветах и понятий один - много, большой - маленький. Задачи: 1) расширять у.

Дидактическая игра «Стираем одежду» для детей раннего и младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Стираем одежду» для детей раннего и младшего дошкольного возраста Цель игры: закрепление у детей знаний о цвете и понятии "Одежда". Задачи: - расширять и закреплять знания детей об основных цветах - красном,.

Дидактическая игра «Урожай у нас хорош!» для детей раннего и младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Урожай у нас хорош!» для детей раннего и младшего дошкольного возраста Цель игры: закрепление обобщающих понятий "Овощи", "Фрукты". Задачи: - закреплять у детей знания об овощах и фруктах, умение называть их;.

Дидактическое пособие для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста застегиванию одеждыДидактическое пособие для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста застегиванию одежды Цель: Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено мною с целью обучения детей элементам самообслуживания - самостоятельному застегиванию.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста Наши пальчики Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, (Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями.) Рисовать.

Сенсорно-дидактическое пособие для развития речи детей дошкольного возраста «Волшебная шляпа»Сенсорно-дидактическое пособие для развития речи детей дошкольного возраста «Волшебная шляпа» Практическое применение (игры, задания) Игра «Один – много». Цель: Формирование сенсорной культуры, повышение речевого уровня детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорно-двигательные игры для раннего и младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 ноября 2020 в 20:48
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорно-двигательные игры для раннего и младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алина Долгушина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД