Алина Долгушина
Сенсорно-двигательные игры для раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Известно, в раннем возрасте у ребёнка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. Современная педагогика формирование этих качеств связывает с физическим воспитанием. Однако данный аспект не сводится к тренировке движений, к развитию моторики. Он охватывает характер взаимодействия маленького ребёнка с миром, предметным и социальным. А также со становлением чувства «Я». Чувство «Я» развивается на пересечении двух встречных процессов, один из которых направлен внутрь себя (ощущение своих движений и телесных границ, а другой – вовне (социальные отношения, освоение свойств и качеств окружающего мира).
Публикация «Сенсорно-двигательные игры для раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
Общее развитие ребёнка раннего возраста невозможно без базового телесного ощущения самого себя. Переживание своего движения, равновесия и чувства осязания поверхности своего тела – пространственный образ себя – играет важнейшую роль в построении ребенком своих психологических границ и, следовательно, является важнейшим условием становления самосознания. Ощущение себя в границах тела и выстраивание границы «Я и Мир» имеет большое значение в различных областях развития ребенка: в предметной, познавательной, учебной деятельности. В контактах с окружающими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками, в становлении самостоятельности. От овладения своим телом, произвольного управления им, от адекватной тактильной чувствительности зависит и формирование произвольности поведения, внимания, зрительно-пространственная ориентация. На этой основе базируется способность ребенка к обучению письму и чтению и в целом к школьному обучению.
В настоящее время все больше детей раннего и дошкольного возраста испытывают те или иные затруднения в развитии. Среди них наиболее часто встречаются расторможенность, двигательная неловкость, задержка моторного, речевого, эмоционально-волевого развития. По мнению специалистов, затруднения наблюдаются почти у 70% детей первых семи лет жизни. Несформированность или нарушение границ телесного «Я» отражается не только на двигательной сфере, но и на внутреннем самоощущении ребенка, его эмоциональной, речевой, коммуникативной, познавательной сфере. Ребенок, плохо чувствующий свое тело, не управляющий своими движениями, не может сосредоточиться на восприятии событий. Впечатлений и ощущений как извне, так и изнутри.
Нарушения границ своего «Я» могут иметь две основные тенденции: либо в сторону их отсутствия, либо в направлении чрезмерной закрытости, отгороженности от окружающего мира. Для первого типа характерна чрезмерная открытость внешнему миру и потеря, а точнее, не обретение самого себя. Проявляется это в чрезмерной возбудимости, обостренной тактильной чувствительности, импульсивности и непредсказуемости движений (возможна как высокая подвижность, так и, напротив, паническая зажатость). В общении с незнакомыми людьми таких детей либо охватывает страх, либо отличает напористость поведения, переходящая в навязчивость. Второму типу свойственна погруженность в себя, своеобразная «толстокожесть», нечувствительность. Проявляется она в «неуклюжести» движений, общей пассивности, сниженном интересе к окружающему. Такие дети безынициативны и в общении, и в предметной деятельности; в играх у них не выстраиваются контакты со сверстниками – они обычно попадают в группу нежеланных или отвергаемых партнеров.
Обе тенденции сигнализируют о затруднении в становлении адекватного контакта у ребёнка не только с окружением, но и с самим собой. Часто их связывают с врожденными динамическими характеристиками нервной системы (темперамент, сила нервной системы). Однако эти характеристики не являются главными и единственными причинами проблем ребенка.
Пространственный образ «Я» складывается в раннем возрасте – в 1-3 года. Именно в этот период помощь взрослого наиболее эффективна и помогает предотвратить серьёзные проблемы в более поздние периоды.
В авторских разработках и в народной педагогике представлено множество игр, позволяющих в наглядно – образной форме целенаправленно формировать у детей собственный пространственный образ. Часть из них известна как потешки и пестушки. Они непременно сопровождаются как ритмичными стихами или песенками, так и движениями (касание, поглаживание, похлопывание, качание, подбрасывание). Некоторые из игр предполагают подражающие жесты и движения в кругу. Игры эти в явной, очевидной для малыша форме предъявляют образцы осмысленных и понятных ему движений и побуждают к их воспроизведению. Внешнее и внутреннее употребление, проигрывание своего действия становятся условием его чувствования, осознания. Такие игры можно назвать сенсорно-двигательными. Им присуще следующие черты:
Рифмованный текст или песенка, которые создают целостный образ и эмоциональный фон;
Ритмичные движения, в которых присутствует чередование контрастов: быстро-медленно, высоко-низко, далеко-близко, крепко-нежно и т. д. ;
Повторы, предполагающие различные качества и вариации движений;
Эмоциональное напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, которые малыш переживает вместе с близким взрослым.
Многие современные программы представляют разные виды игр, в том числе и с движением. Но тактильные и двигательные впечатления в них обычно не рассматриваются как источник общего развития ребенка и его самосознания. Чаще всего впечатления эти выступают в качестве забавы или сенсорных стимулов, способствующих развитию восприятия и общения матери и ребёнка. Мы же рассматриваем такие игры как источник переживания разных телесных ощущений, а значит, и переживания самого себя, которое лежит в основе личностных качеств более высокого порядка.
Выразительные характерные жесты позволяют ребенку удерживать образ. Именно через подражание развивается способность воспринимать, усваивать и воспроизводить осмысленные движения. Создание и переживание различных образов – конкретных или отвлеченных – дают ребенку возможность глубоко почувствовать разные ощущения себя в разном движении и ощущения себя в окружающем пространстве.
Можно выделить два вида игр и, соответственно, два уровня сложности: простые (сенсорно-двигательные) и сложные (образно-жестовые). В простых играх используются образы, относящиеся к повседневной жизни ребенка раннего возраста : к умыванию, одеванию и т. п., где важным элементом является непосредственное восприятие собственного тела в контексте обыденной жизни. В сложных играх (музыкально- ритмические или хороводные) сюжет составляют отвлеченные образы – движения животных, явления природы, что предполагает сложные и дифференцированные движения. По существу, это жесты с участием воображения. Предназначены такие игры для детей дошкольного возраста.
Маленькому ребёнку, чтобы он мог сосредоточиться на действиях и не мигрировать по группе, необходим ориентир, определенное место в пространстве. Таким ориентиром служит стул. В дошкольном же возрасте ребенок постепенно становится способным все более управлять собой, находить и удерживать свое место в кругу. Поэтому со временем дети вполне могут рассаживаться в круг на полу.
Что важно? Чтобы взрослый, не прерывая игру, имел под рукой необходимый материал. Если таковой предусмотрен. Для этого он заранее все подготавливает и располагает в шаговой доступности, накрыв лоскутком ткани.
Наблюдение, как и подражание – это тоже переживание движения, только уже внутреннее. Внимательно наблюдая, малыш воспроизводит воспринимаемое движение взрослого внутри себя, незримо, о чем говорят микрожесты, мимика и спонтанность повторения. Поэтому наблюдение так же, как и непосредственное действие, способствует становлению переживания и осознания ребёнком самого себя.
Литература:
Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и в доме ребенка. М., 2003.
Горшкова Е. В. Выразительное движение. М., 2000.
Ларечина С. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. М., 2002.
Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб., 2009.
Пивненко Т. В. Психологические границы Я в игре детей, не принимаемых сверстниками: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2008.