Папки-передвижки

Сенсорная интеграция в преемственной работе учителя-логопеда и педагога-психолога. Структура одного занятия

Вера Мартынова
Сенсорная интеграция в преемственной работе учителя-логопеда и педагога-психолога. Структура одного занятия
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы резко возросло число детей, у которых есть различные проблемы с речью, гиперактивностью и нестабильной эмоциональной сферой. Одной из причин является результат нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Успешность развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. А у детей с ограниченными возможностями здоровья, с которыми мы работаем, значительно снижено сенсорное развитие. Одним из возможных путей решения проблем развития является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы ДОУ.

Публикация «Сенсорная интеграция в преемственной работе учителя-логопеда и педагога-психолога, Структура одного занятия» размещена в разделах

Что же такое сенсорная интеграция? Например: когда мы ощущаем прикосновения ползающей по нам букашки, осознаем происходящее и знаем, где ее можно «прихлопнуть». Иными словами всё то, что мы получаем от органов чувств (а это - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, чувство движения (вестибулярная система, чувство положения тела в пространстве (проприоцепция, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно.

Решение цели и задач направлено на коррекцию речи, поведения и стабилизацию эмоционального фона, развитие всех высших психических функций. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

Каждое наше занятие начинается с артикуляционной гимнастики. В ней я использую например: контейнер с водой и ракушками, камнями, блюдо с песком или крупой и т. д., где спрятались картинки с изображением артикуляционных упражнений. Прежде чем ребенок находит и выполняет упражнение, он может постучать по ракушке камнем или наоборот, повторяя ритм и слоги с автоматизируемым звуком и т. п.

Пример: я беру на занятии по автоматизации или дифференциации звука массажные коврики, отрабатываю на них моторную программу (прыгай вперед, назад, ноги – вместе, ноги - врозь и т. п., параллельно автоматизирую или дифференцирую звуки в слогах или словах.

Можно начинать свои занятия с ритуала «Приветствия!», это могут быть в заимствованы техники из музыка терапия, телесно-ориентированной практики, либо просто игра. Сенсорную интеграцию в свои занятия я включаю с целью многозадачности.

Мной используются различные инновационные техники из арт терапии с использованием цветного песка, различных круп, сенсорного стала, пуговицы, ткани разной фактуры, цветной воды и т. д. С помощью этих материалов на занятиях мы можем одновременно развивать цветовосприятие, тактильные ощущения, развитие речи, мелкой моторики, воображения, ассоциативно мышления и стабилизировать эмоциональный фон ребенка.

К примеру: на интегрированном занятии логопеда и психолога, берем массажные коврики, 4 стакана разного цвета (розовый, красный, желтый, голубой) наполненные водой и 2 стакана пустых, 4шприца с пищевыми красителями таких же цветов, трубочки, 4 прозрачных контейнера разной формы (круглый, овальный, квадрат, прямоугольник). Ритуал приветствия: По хлопку, ребенок прыгает на коврик и делает артикуляционные упражнения («Улыбка» или «Трубочка»)

По очереди даем инструкцию ребенку :

Скажи и покажи какого цвета какой стакан? (розовый, голубой, желтый, красный) Стаканы пустые или полные? (полные) Какого цвета вода? (белая или прозрачная) Давай потрогаем воду в стаканах? Пояснение: где-то холодная, где-то теплая.

Найди красную краску и капни краску в красный стакан. Что ты будешь делать? (капать краску в красный стакан). Какого цвета стала вода? Капай желтую краску в желтый стакан. Что ты сделал? (Капнул краску в желтый стакан), пояснение: и так с другими цветами.

Инструкция : бери розовую трубочку дуй в воду. Что ты делал? (Я Дул в воду).

Инструкция : бери голубую трубочку и дуй в пустой розовый стакан. Что ты делаешь? (Дую в розовый стакан). Куда дуть легче? Сколько трубочек в воде? Сколько на подносе?

Посмотри перед тобой контейнеры разной формы. Покажи где квадратный контейнер? Воду какого цвета ты бы хотел в него перелить? (желтую) Почему? (потому что, она яркая). Перелей стакана с водой желтого цвета в контейнер круглой. На что похоже? (он похож на солнце, кубик,дом,цветок и т. д).

Ритуал прощания песня «На коврик наступаю!»

Материал: массажный коврик.

Ребенок наступает на коврик под слова песни выполняя моторную программу (руки вверх, руки вниз, хлопки). Дифференциация звуков «Р-Л».

Таким образом, мы, автоматизируя или дифференцируя звуки, развиваем дыхание, повторяем цвета, формы, понятия пустой-полный, холодный-теплый. Развиваем речеслуховую память, грамматический строй речи, согласование местоимения и глагола во временах, цветовосприятие, тактильные ощущения, мелкую моторику, последовательность действий, воображение, ассоциативное мышление, снятие эмоционального напряжения. Отработка с младшими один-много, со старшими счет.

Такой подход в интеграции всех видов деятельности дает положительную динамику развития всех высших психических функций потому, что каждый фактор развития психических процессов (мышление, память, внимание) влияет на факторы развития речи, коммуникацию, игру, движение, мотивацию, контакт с миром, волю, воображение и дополняет друг друга - это комплексный метод развития и обучения ребёнка.

Поэтому мы призываем всех педагогов, использовать в своей деятельности сенсорную интеграцию, для этого надо немного желания, море фантазии и воображения и любви к детям!

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога «В поисках ракушек доброты»Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога «В поисках ракушек доброты» Интегрированное занятие учителя-логопеда и психолога Тема: «В поисках ракушек-доброты» Цель: расширять лексический словарь по теме.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Совместное арт-терапевтическое занятие педагога-психолога и учителя-логопеда «Приключения Красной Шапочки» (кляксография)Совместное арт-терапевтическое занятие педагога-психолога и учителя-логопеда «Приключения Красной Шапочки» (кляксография) Цель: Оказание комплексной коррекционной помощи, стимулирующей познавательное, личностное и речевое развитие, с использованием элементов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорная интеграция в преемственной работе учителя-логопеда и педагога-психолога. Структура одного занятия
Опубликовано: 19 августа 2022 в 08:54
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорная интеграция в преемственной работе учителя-логопеда и педагога-психолога. Структура одного занятия» (включая файлы) размещена пользователем Вера Мартынова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД