Приложение МААМ

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста 3–4 лет

Анастасия Бекасова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет

Актуальность темы.

Приоритетной задачей воспитателя при работе с детьми младшего дошкольного возраста в рамках дошкольного образовательного учреждения является развитие всех форм и проявлений речи ребенка. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция - с каждым годом в детский сад приходит все большее количество детей, которые имеют определенные отклонения в развитии речи (с нарушением произношения звуков, грамматики речи и др.). Кроме того увеличивается количество детей совсем не говорящих. Они выражают свои желания или эмоции только с помощью мимики и жестов, звукопроизношение совсем отсутствует.

Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста 3–4 лет» размещена в разделах

Актуальность темы обусловлено тем, что:

1) речь является основным способом коммуникации и способом общения между людьми. Речь является одним из основных источников получения новых знаний и умений;

2) наличие отклонений в развитии речи влечет за собой неблагоприятные условия. Наиболее ярким из которых является нервозность и агрессивность детей.

Объект исследования - дети младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - уровень развития речи детей 3-4 лет.

Работа воспитателя с детьми в условиях детского сада предполагает развивать все виды связной речи. Дети младшего дошкольного возраста должны легко и непринужденно вступать в разговор со взрослыми и своими сверстниками, стремиться ясно и четко объяснять свои желания и чувства словами, отвечать на вопросы старших. Именно в этом возрасте у детей возникает потребность в общении, возникает желание делиться своими эмоциями и впечатлениями от увиденного или услышанного. Дети 3-4 лет, как правило, используют в общении элементарными формами этикета- здороваются при встречи и прощаются при расставании.

Активное развитие речи у детей этого возраста происходит в общении дома и в детском садике. Важнейшим условием для эффективного развития связной речи у детей является наличие и организация речевой среды, а также тесное взаимодействие педагога с воспитанниками, родителей с воспитателем, родителей и детей, детей со своими сверстниками.

Главным способом формирования и развития речи в условиях детского сада выступает общение, разговор педагога со своими детьми.

У детей 3-4 лет приоритетными являются личные беседы. Задача воспитателя найти подход к каждому ребенка и наладить с ним тесный, доверительный контакт. Основными темами разговоров в этом возрасте являются беседы о: каждом ребенке индивидуально и его семье, об изменениях в природе в зависимости от времени года, об основных профессиях, о различных видах животных и их отличительных особенностях и т. д.

Для развития диалогической речи воспитатель прибегает и активно использует в своей работе метод поручений. Большое значение использования этого метода было выявлено в процессе развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников. К выполнению такого вида поручений сначала привлекались наиболее активные дети, которые стали образцом для подражания у других детей своей группы.

Как показывает практика, для детей важен зрительный и словесный образец просьбы. Со временем надобность в таком образце отпадает и дети сами способны четко выражать свои просьбы.

В процессе развития диалога активно используются разнообразные виды дидактических игр и пособий. При работе с младшими дошкольниками наиболее эффективна работа с образными игрушками. Педагог ставит инсценировки или кукольный театр с известными персонажами из детских сказок, мультфильмов и ведет диалог с детьми от лица своего героя. Как правило, диалоги ведутся на основе русских народных сказок («Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»). Также в этом возрасте дети хорошо знакомы с произведениями Чуковского К. И., Маршака С. Я., Сутеева В. Г.

Целесообразно применять в своей работе различные подвижные игры, такие как «Ладушки-ладушки», «Петушок золотой гребешок», «Сорока белобока» и другие.

Также в младшем дошкольном возрасте начинается развитие монологической речи у детей. В этот период дети учатся пересказывать своими словами их любимые и хорошо знакомые стихи, сказки, короткие рассказы. Также они могут составлять рассказ по картинкам, на которых нарисованы игрушки. Постепенно рассказ по наглядному материалу увеличивается до 5 предложений.

Детей 3-4 лет нужно учить не только слушать, но и правильно слышать, воспринимать любое произведение литературы, четко отвечать на поставленные вопросы. Дети младшего дошкольного возраста, как правило, рассказывают совместно со взрослым, отвечают на его вопросы. Для начала вопрос ставится на конец предложения или высказывания. Например, «Снесла Курочка Ряба. Что?» - «Яичко». Если дети не могут сразу ответить сами, то сначала отвечает воспитатель, а в последующем на такого рода вопросы отвечают дети.

Как уже отмечалось, для развития речи у детей 3-4 лет эффективно использовать кукольный театр. Возьмем всем известную русскую народную сказку «Курочка Ряба». Воспитатель говорит: «Жили- были не тужили.», ребята договаривают: «Дед и Баба». Как правило, дети отвечают хором. По мере прочтения сказки на ширму выставляются фигурки персонажей.

Затем воспитатель читает потешку, рассказывающую про курочку:

- Курочка, курочка, ты куда идешь?

- Я иду на речку.

- Курочка, курочка, а куда ты идешь?

- Я иду на речку.

- Курочка-курочка, а зачем ты идешь?

- Я иду за водичкой.

- Курочка- курочка, а зачем тебе водичка?

- Цыпляток- деток поить.

- А как цыплятки пищат?

- Пи-пи-пи.

Для закрепления результата и представлений о курочке детям предлагается сыграть в подвижную игру "Бабушкин петушок". Детям предлагается встать вкруг на ковре и повторять за педагогом действия, имитирующие повадки петушков и курочек (поставить руки на пояс и высоко поднимать ноги; затем расставить руки в стороны и поднимать, опускать их, как будто петушок машет крыльями; присесть и пальчики рук соединить в виде клюва, постучать ими по полу, как будто клюем зернышки на земле; затем залезть на лавочки, сесть на корточки, положить ладошки под щечку и закрыть глазки, сделать вид, что спим).

В процессе развития речи у детей этого возраста эффективно применяется совместный пересказ- пересказ ребенка и взрослого. Лучше всего начинать обучать ребенка пересказу с пересказа об игрушке. Любые высказывания ребенка о хорошо известной ему игрушке основываются на зрительном восприятии этой самой игрушки. Младший дошкольник учится концентрировать свое внимание на рассматривание игрушки или любого другого предмета, затем он учится отвечать на вопросы по описанию. Как правило, рассказ об игрушке состоит из 3 простых предложений. Задача педагога организовать беседу персонально и по подгруппах их 4-5 человек не более: есть ли у тебя дома игрушки, какие, какая игрушка у тебя самая любимая? Кто купил тебе ее?

Для дальнейшего развития реи детям предлагается принести в детский сад свою любимую игрушку. При рассматривании принесенной игрушки педагог отмечает характерные особенности и отличительные признаки игрушки. После совместного рассматривания проводится игра «Кого я загадала».

Для проведения игры нам понадобится следующие игрушки: собака и щенок, заяц и зайчонок, белка и бельчонок. Педагог обращается к детям: «Кто это к нам прибежал и лает: гав-гав? Это. (щенок). Кто его мама? (Собачка). Как мама лает? Собачка большая, а щенок. (маленький). Собака лает громко, а щенок. (тихо). У мамы собаки хвост длинный, а у малыша щенка. (короткий)».

При работе с игрушкой (щенком) важно учить детей правильно отвечать на поставленный вопросы «Кто это?», мы должны получить ответ: «Это щенок». Далее следуют вопросы: «Какой щенок?» (Черный, с белым пятнышком, маленький, лохматый, Что умеет делать щенок? (Лаять, лакать воду, грызть косточку и т. д.) Как щенок будет звать свою мама? (Га-гав). Как мама собачка ласково называет своего малыша? (Щеночек)».

Для закрепления результатов можно составить совместный рассказ. Воспитатель говорит детям: «Ребята, а давайте мы вместе с вами расскажем про щенка. Я начну рассказ, а вы мне будете помогать. Его зовут Барбос. Он.». В этом месте воспитатель останавливается и детям предоставляется инициатива продолжить рассказ самим.

Суть совместного пересказа заключается в том, педагог задает детям логическую связь «щенок - он», и они начинают практически самостоятельно без помощи взрослого сочинять свой рассказ. Здесь мы видим развитие связной речи.

По этому же принципу дети разглядывают остальных животных. После этого взрослый загадывает загадки детям по пройденных животных.

-Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке беленькой – зимой,

А в серой – летом. (Зайчик)

Затем детям предлагается по прыгать как зайчики, показать как зайчик прячется от лисы и как вострит ушки, когда прислушивается не ежит ли кто за ним. Такие упражнения развивают представления детей об образе дикого животного. В последующем это послужит дополнением к рассказу ребенка о животном, свой рассказ он сможет подтвердить не только словесно, но и с помощью движений.

Дети узнают и находят загаданный объект по 2-3 явным признакам, а затем и по признакам, которые нельзя увидеть, но принадлежать ему (лиса хитрая, мишка косолапый, белочка запасливая, зайка быстрый).

Для дальнейшего развития реи у детей дошкольного возраста необходимо усложнять задания, обогащать их словарный запас.

На следующих занятиях воспитанники разглядывают различные предметы, называют, что лежит перед ними, выделяют характерные признаки и особенности, сравнивают предметы между собой, употребляя основные сравнительные признаки (большой или маленький, широкий или узкий, длинный или короткий, низкий или высокий и т. д., вспоминают какие действия можно делать с этим предметом, какие действия может выполнять предмет.

На начальном этапе по развитию связной реи у детей младшего дошкольного возраста рассказывание идет при поддержке воспитателя, благодаря его наводящим вопросам. Дети, давая ответ на эти вопросы, подходят к рассказу об игрушке, а это также является необходимой предпосылкой для развития более сложного рассказа и способствует самостоятельному пересказу ребенка, уже без какой либо помощи взрослого.

Таким образом, ребенок от отдельных слов и обрывистых фраз переходит к развернутому самостоятельному рассказу.

Не менее важным методом развития речи детей является рассматривание и дальнейшее составление рассказа по картинкам, беседа. Данный метод работы с детьми был опубликован в работах В. Езикеевой и Е. Радиной. Цель данного метода заключается в следующем: воспитатель показывает детям картинку, на которой изображено действие. Воспитатель акцентирует внимании ребят на центральном объекте- предмете (Кто нарисован на данной картинке). Затем внимание переключается на другие объекты, выделяются детали. С помощью наводящих вопросов дети составляю рассказ на основе ответов на заданные воспитателем вопросы.

Для примера, рассмотрим картинку «Мы кормим рыбок». Воспитатель рассаживает детей полукругом, так чтобы всем было видно, демонстрирует им картинку «Дети кормят рыбок» и предлагает им рассказать об увиденном. Воспитатель задает вопросы по содержанию картинки.

- Что дети делают? (Рыбок кормят)

- Что мальчик держит в ручках? Как вы думаете, что лежит в этой баночке? (У мальчика в руках банка с кормом)

- Что мальчик делает с кормом? (Мальчик сыплет корм рыбкам)

- А где живут рыбки? (Рыбки живут в аквариуме, в воде)

- Сколько рыбок плавает в воде? (Много)

Дети рассказывают, что рыбки глотают корм; девочка заглядывает в аквариум и т. д.

Таким образом, одной из основных задач воспитателя в рамках детского дошкольного учреждения является всесторонне развитие речи детей. В этом педагогу помогают различные дидактические и подвижные игры, чтение сказок, постановка инсценировок по прочитанным произведениям и т. п.

Публикации по теме:

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста. Из педагогического опытаВлияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста. Из педагогического опыта Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие: мышление, воображение, память и эмоции. Речь начинает активно формироваться.

Доклад «Развитие речи посредством дидактических игр детей младшего дошкольного возраста»Доклад «Развитие речи посредством дидактических игр детей младшего дошкольного возраста» Доклад на тему «Развитие речи посредством дидактических игр детей младшего дошкольного возраста» Чем богаче и правильнее речь ребенка,.

Курсовая работа «Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста» Глава I. Теоретические основы формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста (3-4 года) 1.1 Понятие «диалогическая речь».

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Разработка проекта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Разработка проекта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Тип проекта. • По доминирующей.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность Речь – одна из основных линий развития ребёнка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открываются широкие возможности для общения.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Организация работы по развитию связной речи посредством дидактической игры у детей младшего дошкольного возраста. Свою работу по развитию.

Консультация для педагогов «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» Консультация для педагогов на тему: «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» В раннем детстве ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста 3–4 лет
Опубликовано: 27 октября 2019 в 18:21
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Бекасова (УИ 878790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД