Наталья Букачук
Семья — первоначальный источник духовных ценностей для ребенка.
▼ Скачать + Заказать документы
духовных ценностей для ребенка.
21век-век робототехники. Наши дети очень быстро и хорошо развиваются в этом направлении, и этому способствует массовое информирование, всевозможные игры и игрушки, а самый первый «поставщик» - родитель. Родители озабочены сейчас, чтобы ребенок шел в ногу со временем, но упускают тот момент где должно быть место духовной наполняемости ребенка; он сам (родитель) не умеет передать опыт поколений, от которого зависит будущая семья ребенка, его жизнь, память рода и вообще человечества.
Темочки:
Главная задача любого человека – это продолжение своего рода. Задумайтесь: своего рода! Продолжение рода должно осуществляться не только на уровне генетики, а и передачи всего накопленного поколениями опыта: жизненно-практического и духовного.
Ребенок, воспитываясь и развиваясь в среде, где есть место семейным традициям, обычаям, впитывает ценности семьи пока еще неосознанно, но в дальнейшей сознательной жизни ему эти ценности помогут в укреплении психического развития, социальной жизни, станут опорой в его жизнедеятельности.
Духовные ценности – это такой мощный базовый основной стержень, который дает человеку самоопределение, направление на жизненный путь, на дальнейшую успешность, на позицию мнения.
Семейная связь поколений осуществляется не через материальные ценности, а духовно-нравственные ценности, которые дают нам понимание, что мы люди, что у нас есть человеческие качества, которые должны нас связывать в единое земное человечество, а не в существующих на земле отдельных особей.
Родитель должен задуматься, именно должен, о том, что «от осинки не родятся апельсинки»; что это их чадо, и что они в него вкладут, то и вырастит, такая и будет им отдача в старости.
Часто наблюдается такая тенденция, когда родитель дома с ребенком разговаривает на языке якобы воспитания: нельзя, не трогай, не лезь, а то не разговаривают вовсе: - На планшет и не мешай; - Сиди, играй и не задавай лишних вопросов- нет терпения объяснить, поговорить по душам.
Уже не в переходном, а в дошкольном возрасте ярко виден разрыв между родителями и детьми. Многие родители жалуются на своих же детей: - Что за ребенок, - Я не могу с ним справиться, - Он неуправляем; или чрезмерное опекунство и растят «домашнее растение». Если ребенок лишен материнской ласки, мужского воспитания, в семье отсутствуют семейные традиции, то ему приходится все впитывать от внешней среды: детский сад, школа, улица, соседи - ребенок становится материальным потребителем у своих же родителей.
Только семья может дать ребенку модель семейной духовной гармонии, взаимоотношений между взрослыми, отношение к окружающему миру: если в семье придерживаются определенных правил – почтение взрослых по иерархической ступени, помощь младшим, забота о стариках и т. д. ; если в семье соблюдаются родовые объединения – не просто в гости ходить друг к другу, а совместно трудиться, протягивать руку помощи, оказывать взаимовыручку, поддержку; проявлять доброжелательность, праздновать праздники и т. д. ; если в семье выделяют позитивные качества людей; если в семье прощают и стараются понимать; если в семье пытаются обсудить и сделать выводы без озлобления, обиды; если в семье проявляют терпение и уважение; если в семье просто разговаривают на человеческом языке.
Современные родители очень много и красиво говорят, проявляют грамотность, знания, а простые элементарные добрые слова искренне произносить затрудняются.
Работая с родителями по программе «Социокультурные истоки», родители почувствовали и поняли, что у них не хватает внутреннего развития.
Приведу пример: Когда проводилось активное занятие по «Социокультурным истокам» на тему: «Благодарное слово», родители затруднялись подобрать слова – синонимы к слову «благодарность». А казалось бы, что есть проще простого. Ведь мы изо дня в день находимся в социуме и употребляем слова благодарности, но не задумываемся о значимости этого слова. Благодарность – дарить благо, добро. Из поколения в поколение люди учились быть благодарными Творцу, близким, родной земле, матушке – природе…
Благодарность – это, что более всего связывает семейный род. Великое благодарное слово стимулирует не только взрослых на доброжелательность, на добрые дела, отзывчивость, но и наших детей, которые всему в жизни только учатся. И учатся от нас взрослых.
Задумайтесь, взрослые: сказанное сухое «спасибо» ребенку, в дальнейшем у ребенка будут скупые благодарные слова, и ваш адрес тоже.
Ребенок, слыша слова благодарности, смотрит в ваши глаза, на вашу мимику лица, чувствует внутреннее настроение, и тем самым учатся быть такими как мы, взрослые.
Не все родители считают, что нужно благодарить ребенка, многие, наоборот думают, что ребенок должен их благодарить: за то, что родители им дали жизнь; за то, что учат трудиться и жить. Да, несомненно, так и должно быть, но это будет тогда, когда мы будем в преклонном возрасте, когда жизнь пробежит, как быстрый ручей, и мы задумаемся о том, что всю жизнь только требовали от ребенка, а сами – то что дали ему, для того, чтоб получить слова благодарности в ответ, и не только слова, но и добрые заботливые поступки. Ведь род человеческий и отличается от особей чувствами: помощь, забота, человечность, долг.
Родители считают, что свое чадо они растят для себя, а если задуматься в глобальном смысле, то мы растим наше будущее, которое будет помогать, заботиться, проявлять человечность и отдавать должное. И мне, иногда, становится страшно за наших детей…
Я благодарна людям, которые создали программу «Социокультурные истоки», с помощью которой мы, детский сад и семья, можем объединяться; открыть или раскрыть, в первую очередь у родителей, ту частицу сердца, которая отвечает за духовное содержимое в каждом человеке. С помощью разработки программы мы закладываем в детей духовные ценности, а через детей и активные занятия вовлекаем родителей в ту сторону жизни, в тот стальной стержень души, который должен быть в каждой семье, что способствует укреплению семьи и силы духа человека.