Оксана Драгункина
Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
С 6 до 7 лет с ребенком происходят значительные перемены — он стремительно растет, у него начинают выпадать молочные зубки. И самое основное — меняется его поведение. Дети уже готовы расширить круг общения, у них складывается определенный уровень притязаний и даже амбиций. Главное — у них формируется внутренняя готовность быть учеником: дети испытывают потребность в подчинении правилам и хотят заниматься общественно значимым делом, польза которого признается всеми взрослыми.
Публикация «Консультация для родителей „Семья на пороге школьной жизни ребенка“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Зрелая личность
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками.
Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью.
Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Его основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей.
Психологическая готовность к школе — это, собственно, и есть желание учиться.
Для одних малышей она выражается в стремлении обладать внешними атрибутами школьной жизни. Шестилеток завораживают портфель, форма (в некоторых школах существует своя собственная, учебники, красивые письменные принадлежности. Если вы, готовя кроху к школе, возьмете его в магазин за такими покупками — доставите ему огромное удовольствие. Правда, со временем желание просто исполнять роль ученика (приходить в школу, резвиться на перемене, выполнять задания учителя) у таких малышей часто не перерастает непосредственно в интерес к получению знаний, а это сразу же отражается на оценках. Других детей привлекает возможность узнать что-то новое. Нередко им бывает скучно на уроках, потому что, например, упражнения по чистописанию не дают, пишу уму, трудоемки и механичны в исполнении. Малыши быстро разочаровываются и теряют познавательный интерес к учебе.
Как определить, готова ли личность вашего крохи к школе?
Надежда Свибильская, психолог, предлагает такой способ:
Купите или попросите на время у знакомых несколько новых игрушек. Позовите ребенка посмотреть на них (не дольше минуты). Потом предложите прочесть сказку, но на самом интересном месте остановитесь. Спросите, чего сейчас больше хочется: поиграть или дослушать сказку. Ребенок со сформировавшейся личностной готовностью к школе захочет узнать, что же произошло с героями сказки дальше, малыш, который еще не готов учиться, предпочтет продолжить игру.
Вы можете также предложить крохе поиграть в школу — обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учебой, писать и читать.
Дети с несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учительницы, играть будут в поход в столовую, перемены, рассаживание по местам, рисование мелом на доске.
Тренируем волю
Основная форма организации учебной работы школьников – урок, на котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонним делом.
Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий умственный кругозор. Совершенно необходим школьнику тот комплекс качеств, который образует умение учиться. Сюда входит понимание смысла учебных задач, их отличия от практических, осознание способов выполнения действий, навыки самоконтроля и самооценки.
Не всегда уроки в школе вызывают искренний интерес ребенка. Для успешной учебы малыш должен уметь „включать" волю — ему понадобится умение подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания, действовать по устным инструкциям учителя, самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному образцу.
Волю можно тренировать в игре — пусть малыш срисовывает изображения с картинок, это развивает усидчивость, хороши и настольные игры, где необходимо соблюдать правила, и подвижные, например „зеркало" : стоя напротив, ребенок выполняет все движения одновременно с вами, словно он — ваше отражение. Это довольно сложно, так что запаситесь терпением!
По мере развития в игре восприятия, памяти, мышления у вашего дошколенка будут удаваться все новые и новые задания, он начнет выигрывать, получая вашу похвалу и одобрение. То есть сначала мотивом станет выигрыш и похвала, затем малыш начнет радоваться самому факту выполненного задания — это и есть зарождение познавательного интереса.
Поэтому, если кроха совершил ошибку, не ругайте его, а разберитесь в ее причине. Занятия зарядкой по утрам в строго определенное время тоже способствуют развитию волевых качеств. Надо лишь помнить, что структуры головного мозга, отвечающие за произвольное поведение, формируются как раз к 7 годам. Так что ваши требования к 6-летнему малышу должны быть адекватны его возрасту.
Проверяем интеллект
Интеллектуальная готовность к школе подразумевает определенный уровень развития мыслительных процессов. Ребенок должен уметь обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы. Важен также уровень развития памяти.
Попробуйте сами оценить механическую память малыша. Четко выговаривая слова, произнесите бессмысленный набор слов: месяц, кубик, чашка, одеяло, книга, кошка, потолок, стол, рука, варенье. Теперь попросите ребенка повторить те слова, которые он запомнил. По средним показателям для механической памяти детей 6-7 лет с первого раза малыш воспринимает не менее 5 слов из 10, после третьего, четвертого прочтения воспроизводит 9-10 слов, через один час забывает не больше 2 слов, которые назвал раньше. Если ваши результаты похуже среднестатистических, тренируйтесь с крохой в каждую свободную минутку.
Чтобы подтянуть логическую память, назовите несколько цепочек слов, объединенных логической связью. Например: женщина-мужчина, река-море-океан и т. д. Предложите ребенку запомнить 5-6 таких цепочек, произнеся их вслух. После этого скажите первое слово из цепочки и попросите малыша вспомнить остальные. Это упражнение больше по-хоже на игру, нравится детям и занимает совсем немного времени.
Чтобы малыш умел последовательно излагать события, описывать предметы, ориентируясь на их основные признаки, почаще, просите его рассказывать, что он видит за окном, на картинке, о чем был просмотренный мультфильм.
Способность обобщать хорошо, тренировать в игре с картинками (которые можете нарисовать сами). Предложите ребенку четыре картинки (например, шкаф, кресло, стул, тарелка). На трех из них предметы, которые можно объединить в одну группу — мебель, а один предмет не вписывается в этот ряд, поскольку относится к посуде. Поэтому такой рисунок откладывается в сторону. Пусть ребенок прокомментирует выбор „лишней картинки".
Память, как и внимание, можно тренировать во время прогулки. Проходя мимо какого-нибудь человека, попросите ребенка внимательно посмотреть, во что тот одет, а потом, не оборачиваясь, вспомнить, какие вещи и какого цвета были на прохожем. Картинки типа „найди 10 отличий" также подходят для развития памяти.
Основная задача родителей на этапе дошкольного воспитания состоит не в том, чтобы обучить кроху чтению и письму.
Главное – сформировать и постоянно поощрять у малыша познавательный интерес. Только после этого будут эффективны занятия, направленные на развитие мышления, памяти, внимания.
И именно тогда учеба на протяжении всех школьных лет станет для ребенка источником радости. Так что почаще говорите при малыше, что будущая учеба в школе – прекрасная возможность быть и считаться взрослым.
3. Предложение послушать рассказ матери десятилетнего мальчика:
Часто школьные учителя, психологи обеспокоены трудностями адаптации ребенка к школе и говорят психогенной школьной дезадаптации. Это может выражаться в школьных страхах, неврозах у ребенка и др.
Послушайте рассказ матери 10-летнего ребенка :
«Может быть, мы виноваты сами - чуть ли не с двух лет твердили, как он пойдет в школу и будет учиться на одни пятерки. Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый - он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый, ну, как многие мальчишки. В школу он шел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом едва соображал на уроках, боялся идти в школу - вдруг опять двойка? И, конечно, они повторились. С учительницей у него особого контакта не вышло, она как-то больше была расположена к девочкам, а мальчики ее раздражали своей беспокойностью. К пятеркам сын уже и не рвался, но было это не радостно для него. Накажут за что-нибудь его и ребят - всем ничего, отряхнулись и пошли, а он несколько дней сам не свой, напряженный, зажатый. Позже мы с мужем заметили, что он и вовсе теряет веру в себя. Заговори с ним о школе - тускнеет.»
Как видите к школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения.
4. Задание родителям. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка - будущего первоклассника и уже ставшего им, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?
Вот пойдешь в школу…
Ты, наверное, будешь двоечником?. (Могут вызывать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу)
Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником. (Родительские притязания и завышенные требования основаны не на признании реальных возможностей сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе).
Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка : «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания». Бремя двойной нагрузки: веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу).
Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно. (Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана).
Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте! (У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания за свою «плохость» могут возникать враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности и др.).
Поэтому прежде чем дать ребенку какие-либо указания, наставления подумайте, как может чувствовать себя ребенок после них.
8. Игровое упражнение с мячом «Закончить предложение о том, что значит в моем понимании «хорошо учиться»