Наталья Федотова
Семья как среда становления личности
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – является объектом исследования разных социальных наук. В каждой предоставляется собственное определение данному понятию.
С точки зрения социологии, это категория людей, объединенная кровным родством и брачными узами.
Юридическая дисциплина расширяет это определение и говорит, что семья считается союзом нескольких вместе живущих лиц, которые объединены между собой законными отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих уже после заключения союза и вхождения в родство. В педагогике и в психологии осуществляется упор на индивидуальные отношения членов семьи и отношения разных поколений, так же делается упор на воспитательную и общественную роль представителей старшего поколения в формировании младших участников социальной группы.
Публикация «Семья как среда становления личности» размещена в разделах
Семья - это понятие многогранное. Однако любое определение доказывает, то, что это небольшая группа, ячейка общества, в которой люди объединены между собой определёнными взаимоотношениями.
Значимым фактором, во многом определяющим развитие детей, считается семья. Семья в целом и характер детско-родительских взаимоотношений в частности – базовая среда, которая задаёт определённое качество жизни человека. Обычно семья – это основной институт воспитания. В таком случае, то, что индивид приобретает в семье, он оставляет и «несет» с собой всю жизнь. Значимость семьи определена тем, что в ней человек находится на протяжении долгой части собственной жизни. И, конечно же, в семье закладываются основы личности, сей факт никак нельзя игнорировать.
Воздействие семьи на развитие личности ребенка имеет особое значение. Значимость домашней микросреды разъясняется в большой степени тем, что жизнь и благополучие детей на ранних стадиях развития находятся в зависимости от заботы и поддержки взрослых.
Ключевыми элементами семьи как микросреды развития можно назвать межличностные внутрисемейные взаимоотношения, семейные устои, традиции, настроения, нормы внутрисемейного поведения, морально-нравственной атмосфера. Данные компоненты выступают своего рода питательной средой для нервной системы детей и психического развития.
Немаловажно заложить базу доверительных взаимоотношений между старшим и младшим поколениями, гарантировав эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития детей.
Воспитание ребенка в семье — непростой социально-педагогический процесс.
Верные воспитательные позиции мамы и папы, выражаются, в первую очередь, в восприятии малыша как личности. Определяют, в то же время, и позицию малыша в семье как полноправного члена семьи, к правам и нуждам которого относятся в родном доме с уважением.
Он включает воздействие всей атмосферы и микроклимата семьи на развитие личности детей.
Собственный пример отца с матерью — важное средство воздействия на развитие ребенка. Его воспитательное значение базируется в присущей детскому возрасту предрасположенности к подражанию.
Задачи семьи заключаются в том, чтобы:
1) сформировать максимальные условия для роста и развития детей;
2) гарантировать социально-финансовую и психическо-эмоциональную защиту детей;
3) передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней ребенка и отношения к старшим;
4) обучить ребенка нужным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь родным;
5) сформировать чувство собственного достоинства, значения собственного «Я».
Что касается непосредственного развития личности детей, то следует отметить то, что в семье развиваются все стороны личности.
Таким образом, семье отводится огромная роль в создании эмоциональной сферы малыша. Для руководства духовным развитием собственных детей, мама с папой должны понимать их переживания и эмоциональные реакции.
В случае если малыш был лишен полноценного общения с семьей, то нехватка внимания, доброты, ласки приводит к увеличению враждебности, отклонениям в социальном поведении ребенка. Присутствие же позитивных семейных взаимоотношений в семье, формирует у ребенка чувство психологического благополучия, что является важным условием для нормального развития личности. По этой причине, семья является естественным образцом для формирования условий доверительного общения, в связи с чем, открываются большие возможности для воздействия на внутренние, тайные стороны психической жизни детей.
Важная роль семьи относится к формированию познавательной области и мыслительной деятельности.
Родители формируют круг интересов детей, советуют ему подобрать те или иные спортивные занятия, оказывают большое влияние на выбор товарищей, на решение вопроса будущей профессии, на его отношение к сексуальным вопросам, на выработку социальной позиции. Имея собственную, заимствованную у отца с матерью систему ценностей, дошкольник способен сравнивать ее со взглядами и действиями своих товарищей-сверстников.
Под руководством родителей дошкольник обретает свой первый жизненный опыт, простые познания об окружающей реальности, умения и навыки жизни в обществе.
Интеллектуальное развитие детей во многом обусловливается воздействием, которое ежедневно оказывают на него отец с матерью, сама обстановка интеллектуальной жизни семьи, а кроме того целенаправленная работа старших членов семьи по удовлетворению познавательных интересов ребенка, формированию новых знаний, расширению его кругозора. Интеллектуальное развитие детей зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др. Семья оказывает воздействие на способность ребенка строить логически-собственные размышления, на формирование понятий, на решение ими различных вопросов, как в бытийном, так и в учебном плане.
Для развития своего «я» главным условием также являются взгляды и поступки родителей. Благодаря их верной позиции дошкольник создает о себе определенное мнение. При суровой и отвергающей позиции дошкольник чувствует страх и оценивает себе негативно.
Немаловажную роль семья играет в создании полоролевой сферы детей. Главную роль в создании психического пола, половой роли и полоролевой идентичности представляют социальные ожидания семьи, которые появляются в соответствии с определенной социально-культурной матрицей и реализуются в ходе воспитания ребенка.
Различные роли формируют различные умения и установки, и именно это приводит к различному поведению мужчины и женщины. Из того, что мужчины и женщины занимаются разными видами деятельности, мы делаем заключение, что они разные люди.
Таким образом, мы видим главнейшую и незаменимую роль семьи в формировании различных сторон личности детей.