Лариса Карпикова
Семья и педагог. Причины конфликтов: педагог — ученик, педагог — родитель
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и школы – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т. к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин :
1. Малодетность семьи; воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сестрами.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
2. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается.
3. Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он маленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль».
4. Происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум); сегодня родители занимаются добыванием средств, иногда просто выживанием.
5. Гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром передач политического или художественного характера (в виде различных сериалов, а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.
В связи с этим, основной задачей учителя является следующее: всеми доступными ему средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры детей, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности. Работа педагога предполагает сотрудничество и единство со всеми участниками педагогического процесса.
Как видно на данной диаграмме, педагогу необходимо находить общий язык, как с учащимися, так и с их родителями. Взаимодействие с родителями должно основываться на единстве их взглядов на воспитание, и здесь как нельзя лучше ситуацию описывает Василий Александрович Сухомлинский
«Воспитание детей - это мудрое ограничение. Ребенок должен понять, что есть три вещи: Можно, Нельзя, Надо!»
В свою очередь, отношения учащихся и педагога строятся на принципах сотрудничества. Если разрывается хотя бы одна цепь, то мы сталкиваемся с конфликтом при взаимодействии педагога и семьи. В таком случае, успех процесса обучения становится практически невозможным.
Каждый педагог должен представлять, какого рода причины лежат в основе конфликтов Учитель – Родитель, Учитель – Ученик.
Основные причины конфликтов между учителем и родителями являются :
• Разные представления сторон о средствах воспитания;
• Недовольство родителя методами обучения педагога;
• Личная неприязнь.
Основные причины конфликтов между учителем и учениками :
• Отсутствие постоянства и единства в требованиях учителей;
• Невыполнение требований самим учителем;
• Ученик считает себя недооцененным;
• Личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость.)
Вот одна из конфликтных ситуаций, которая имела место в тех или иных образовательных организациях.
Ситуация № 1. Миша на каждом занятии жалуется, что ему не интересно заниматься «Мне скучно! Когда это все закончится?.», может вставать без разрешения и перемещаться по классу. На замечания не реагирует. Остальная группа работает с охотой и интересом. На вопрос педагога, что бы ему хотелось делать, чтобы было интересно именно ему, ребенок отвечает - «Меня мама ходить заставила, а мне это все не нужно. Я лучше бы сидел дома и смотрел «видосы» по компьютеру». Эта ситуация повторяется регулярно. Дисциплина в классе начинает страдать, так как остальные дети начинают повторять эти слова автоматически за Мишей. При разговоре с родителями педагог слышит, что это не может быть правдой, потому что ребенок, якобы, ходит по собственному желанию и с удовольствием, или, что их ребенок смотрит только обучающие видео и только в определенное родителями время.
Попробуйте самостоятельно
1. Квалифицировать причину конфликта (учитель – ученик или учитель – родитель).
2. Выявить причину (личная неприязнь, нарушение требований….).
3. Предложить варианты разрешения конфликта.
Советы психологов
Взаимодействие с родителями :
• перед началом общения лучше «оставить за дверью» плохое настроение;
• самый приятный звук для человек – его имя. Обращайтесь к родителю по имени и отчеству (подготовьтесь заранее составив список ФИО);
• не забудьте «золотое правило» педагогического анализа : начинать с позитивного, затем поговорить о негативном, завершать разговор с предложениями на будущее;
• Не стоит:
сравнивать успехи отдельных учащихся;
давать негативную оценку всей группе;
избирать для общения назидательный тон.
• И еще раз – будьте предельно корректны и тактичны.
Взаимодействие с учащимися:
• Делайте то, что говорите и обещаете. (Дети очень сильно разочаровываются, если взрослый не выполняет то, что говорит, и перестают ему доверять.)
• Ставьте четкие цели и оговаривай условия их практической реализации. ( Учащимся необходимы формулировки следующего содержания: «Если мы это сделаем, то. Для того чтобы мы могли., нам необходимо.» и т. д.)
• Используйте постоянную обратную связь с учениками, умение использовать механизм создания ситуации успеха. (Каждое достижение ребенка и поражение его на определенном этапе должно быть известно педагогу. Его анализ и оценка совместно с ребенком-основа обратной связи. «У тебя все получится…»)
• Избегайте резких суждений или устрашения, если учащиеся делают что-то неправильно, им необходимо говорить об этом прямо, а не манипулировать их чувствами.
• Будьте терпеливым, не допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребенка. (В арсенале должен быть юмор, как средство снятия стресса и страха. Каждая встреча должна создавать светлую и радостную перспективу общения.)
Итак, можно сделать вывод, что сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы и любой другой образовательной организации, достижения целей обучения и создания наиболее благоприятных условий для образования учащихся, как основного, так и дополнительного.
Как сказал В. А. Сухомлинский: «Без семьи, без помощи родителей нам, педагогам, не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах».
Конечно, очень часто, в чреде бумажной работы, которая является неотъемлемой частью обязанностей педагога в современной системе образования, необходимости укладываться в жесткие сроки и требования, в условиях нынешних реалий, отличающихся нестабильностью и общей социальной напряженностью, учителю очень сложно оставаться в гармонии и душевном спокойствии. И здесь снова приходит на помощь замечательный труд В. А. Сухомлинского «Сто советов учителю», где он говорит следующее: