Лариса Климова
«Активные формы обучения на уроках математики». Семинары-практикумы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
Всеобщее обязательное среднее образование внесло в практику обучения свои нюансы. Один из них – заметно усилившееся разнообразие класса как объекта управления в обучении.
Присутствие на уроке как учеников, опережающих общий уровень, так и заметно отстающих от него, привело к рассредоточению внимания и педагогических воздействий учителя.
Заботясь о достижении цели «Учить всех» педагог нередко переносит центр тяжести своей работы на те категории обучаемых, которые составляют предмет его тревог, и далеко не каждому учителю удается в таком случае не потерять управление познавательной активностью способных, интересующихся предметом учеников. Есть и еще более тонкий момент: обеспечить каждому ученику возможность развития его задатков.
Публикация «„Активные формы обучения на уроках математики“, Семинары-практикумы» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Из создавшегося положения можно найти разные выводы: уменьшение численности учеников в классах, организация более однородных классов, и, наконец, разработка новой системы преподавания. Последний подход представляется более реальным, и главное экономически выгодным, дешевым.
В основу такой системы может лечь диалектическое единство нескольких основных направлений научно - методической мысли: планирование результатов обучения в нескольких уровнях; создание развивающих систем задач; освоение активных форм обучения; применение техники группового обучения с кооперативной мотивацией учебной деятельности; внедрение педагогически целесообразной информационной технологии. Такую систему называют интегральной технологией обучения.
Забота учителя по развитию учеников состоит в том, чтобы обеспечить каждому из них возможность достичь уровня, отвечающего его индивидуальным способностям. Требуется разработать такую форму урока, которая была бы очень гибкой, мобильной, позволяла решать многообразные задачи развития учеников, в то же время обеспечивая достижение всеми минимального обязательного уровня. Такая форма была разработана и названа семинаром- практикумом.
Уровни усвоения знаний учеников.
В фундаменте семинара- практикума - педагогическая технология, опирающаяся в свою очередь на глубокие результаты исследований психологов. Ее ведущая черта- ключ к развитию - групповое обучение.
В педагогической психологии различают три уровня усвоения знаний и способов деятельности:
1. Осознанное восприятие, понимание и запоминание знаний, применение знаний в знакомой ситуации и осуществление способов деятельности по образу или сходной ситуации.
2. Применение знаний и способов деятельности в новой ситуации.
3. Осуществление творческой поисковой деятельности в новой ситуации.
В соответствии с ТРЕМЯ уровнями усвоения предмета выделяют ЧЕТЫРЕ типа учеников относительно каждой учебной темы:
«н»- не достигшие минимального уровня: учащийся с трудом усваивают факты, понятия, правила и способы решения задач. Не может воспроизвести определения, примеры, приведенные учителем или текст учебника, не всегда понимает смысл математических предложений, условия задач. Не умеет применять известные правила без помощи учителя при решении задач по образцу или в сходной ситуации. Учащийся этой группы не всегда сразу достигает первого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
«м» - достигшие минимального уровня: учащийся обладает минимум знаний, умений и навыков, достаточных для их применения по образцу и в сходной ситуации. Умеет отвечать на вопросы, не требующие особых рассуждений и доказательств. Может воспроизвести текст учебника, решать стандартные задачи. Не обладает навыками рационального решения задач. Учащийся этой группы достигает только первого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
«о»- достигшие общего уровня: учащийся имеет хорошие прочные знания основных факторов, сходящихся в содержание обучения математике, однако не всегда может аргументировать, доказывать, обобщать, приводить соответственные примеры, Знает основные методы решения задач. Умеет решить задачи пройденного курса, но затрудняется при решении задач, связанных с осуществлением творческой поисковой деятельности в новой ситуации, и справляется с ними только при помощи учителя, не всегда рационально решает задачи. Учащийся этой группы достигает только двух первых уровня усвоения знаний и способов деятельности.
«п» - вышедшие на продвинутый уровень: учащийся имеет глубокие, полные и прочные знания основных фактов математики за пройденный курс обучения, знает определения и содержание основных понятий, их обозначение. Умеет пояснять, аргументировать, доказывать, обобщать математические факты, выделять существенное в изученном материале. Может приводить собственные примеры. Знает основные методы, правила, алгоритмы решения задач, успешно применяет на практике как в сходных, так и в новых ситуациях. Использует рациональные способы и приемы решения задач. Учащийся этой группы всегда достигает всех трех уровней усвоения знаний и способов деятельности.
Способы формирования групп.
В зависимости от сочетания учеников разных типов различают и разные типы групп:
1.- однородные типов «Н», «М», «О», «П».
2.- неоднородные разных типов.
В полную группу, т. е. состоящую из четырех человек, включаются по одному из учеников от каждой типологической группы или по два от наиболее многочисленных групп. При этом надо учитывать интересы учащихся к предмету, мотивы учения, собранность, поведение на уроке, отношение друг к другу.
Не следует включать в одну группу несколько недисциплинированных или имеющих отрицательное отношение к учебе школьников группы «Н» в практике преподавания не используются, так как ученики, не достигшие минимального уровня, нуждаются в постоянном управлении со стороны учителя или более успевающих сверстников.
Все другие однородные группы - группы поддержки.
Организация семинаров-практикумов.
Удачная форма организации урока должна включать в себя и индивидуальную, и групповую, и фронтальную работы, быть достаточно разнообразной. Такие, казалось бы противоречивые требования совместимы в семинаре- практикуме. Учащимся заранее сообщается, какой теоретический материал т какие типы упражнений будут представлены на семинаре- практикуме. Учитель вывешивает на стенд «ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ». Консультанты в течение назначенного времени опрашивают учащихся своих групп по теоретическому материалу и оценивают. Обязательные результаты обучения – письменные задания – проверяет учитель. Так появляются пока предварительные оценки за теоретические знания и за умения решать задачи. Предложу несколько вариантов структуры урока в форме семинара – практикума.
На группы разбиваются не весь класс, а только некоторая его часть, причем компоновка групп по признаку успеваемости совсем необязательно. Состав групп учитель варьирует, исходя из целей обучения. Это может быть группа сильных учеников с достаточно трудной задачей. Такие группы создаются главным образом в начале изучения темы, когда основная масса учеников занята решением типовых задач обязательного уровня, формированием навыков, сильные учащиеся уже этот уровень перешли и могут служить ориентиром для остальных. (см. приложение по семинару-практикуму по теме «Квадрат суммы».
Это может быть группа смешанного состава с несложной задачей. В середине изучения темы такие группы формируются с целью выравнивания на нужные рубежи более слабых учеников.
В конце изучения темы, когда основной состав класса выходит на продвинутый уровень, можно комплектовать группы только из отстающих учеников. Если тема изучается длительное время, можно образовать стабильные группы для решения развивающейся системы задач.
Возможны любые варианты. Семинар – практикум – очень динамичная форма урока. Она предъявляет высокие требования к точности планирования времени учителям, поэтому при подготовки продумывается каждая минута.
Заключение
В заключении отмечу, что семинар – практикум проходит всегда оживленно, интересно, приносит немалую пользу. Поэтапно контролируя работу групп, учитель неформально и последовательно проводит в жизнь идею дифференцированного обучения, в то же время обеспечивая достижение всеми учащимися запланированного минимального уровня.
Главное – это создание в группе рабочей атмосферы. Все учащиеся должны заниматься с целевой установкой на решение задачи, чтобы был принят разумный уровень взаимной требовательности, без панибратства и без отчужденности. Необходимо отметить, что группы, состоящие из 3-5 человек существуют 1-2 урока, и те кто сегодня был ведомым в одной группе, завтра может оказаться лидером в другой.
Отметим одно обязательное следствие – иметь хороший уровень знаний самих консультантов. Обязательный элемент уроков данного типа – получение информации о качестве усвоения материала. Семинары – практикумы усиливают ответственность школьников за свой учебный труд.
Семинары – практикумы – являются заключительными уроками по выбранной теме, тесно связаны с предыдущими уроками и работают на последующие, т. к. направлены на предупреждение ошибок при применении теоретического материала для решения задач.
Длительная и кропотливая работа групп должна все время находиться в поле зрения учителя. При подведении итога урока определяются места групп по общему количеству набранных ими баллов. Они складывается из оценки за коллективный ответ (защита задания, качество подготовки по теоретической части темы, обязательные результаты обучения, самостоятельные работы. В подведение итогов урока принимают участие консультанты.