Лучший педагог года

Консультация «Роль музыкально-ритмических движений в воспитании детей дошкольного возраста»

Валентина Александровна Волкова
Консультация «Роль музыкально-ритмических движений в воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в дошкольном возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического воспитания, так как в этот период мозг и весь организм человека наиболее восприимчивы к новому (Г. А. Кураев, Т. Н. Маляренко, Ю. Е. Маляренко). Эстетическое воспитание детей стимулирует раннее творческое развитие, гармонизует растущего человека, помогает развивать психологические функции и личностные качества. Проблемам, связанным с творческим развитием детей на начальном этапе обучения и воспитания в педагогике традиционно уделяется значительное внимание. Важнейшей составляющей в системе эстетического воспитания выступает музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. К его главным задачам относятся: пробуждение у детей интереса к музыке, приобщение к различным видам музыкальной деятельности, формирование запаса музыкальных впечатлений и, конечно, развитие музыкальных способностей, системы музыкальности в целом.

Публикация «Консультация „Роль музыкально-ритмических движений в воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Известно, что музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т. д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. В комплексе ритмических упражнений специалисты выделяют как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря нему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой.»

Зачастую музыкальный предмет считается бесполезным занятием: «два притопа, три прихлопа» и больше ничего, но на самом деле это заблуждение. В качестве примера можно привести зарубежный опыт. В США и Японии музыка введена в качестве ежедневного урока, начиная с детского сада. Что же касается нашей страны, то занятия музыкой многими считаются не обязательными, если конечно ребенок не собирается учиться в музыкальной школе. Однако знания о том, какие возможности открывает перед ребенком музыка, заставляет прогрессивных педагогов относиться к ней совсем иначе.

Нейропсихологи считают, что музыкальные способности – часть биологического наследия человека, они есть у каждого здорового ребенка. Нельзя дать им пропасть, потому что, подавляя развитие каких-то отдельных способностей, мы тормозим развитие всех способностей, которые заложены природой в ребенке.

Для развития музыкальных способностей необходимо дать ребенку возможность попробовать себя в различных видах музыкальной деятельности, один из которых – музыкальное движение.

Музыкально-ритмическое движение – это еще один способ возможности «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность педагога найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке,- это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько «заразить» детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыке. Необходимо с ранних лет развивать в детях способность «внутреннего проигрывания» музыки, «пластического пропевания» ее каждой клеточкой своего тела, своей души.

Пластическое интонирование это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Оно связано со всеми видами исполнительского искусства - движения музыканта подчас «договаривают» тайный смысл музыки, который слышит только этот музыкант. Иногда пластическое интонирование возникает спонтанно, но, зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, учитель должен побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки; от покачивания корпусом до радостного танца; от легкого шага до хоровода.

Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. На занятиях крайне важна свобода творчества.

Музыкально-ритмическое движение помогает ребятам ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

Воплощение эмоций, вызванных музыкой, в музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения. Музыкально-ритмическое движение всегда индивидуально, самоценно, самостоятельно и выражает волевую готовность ребенка к исполнительскому и продуктивному творчеству. В процессе движения под музыку ребенку предоставляется возможность выразить музыкальный образ ритмически, эмоционально точно.

Сначала это происходит с помощью взрослого, а потом самостоятельно. Даже элементарные движения: топ, шлеп, хлоп, верно скоординированные с музыкой, являются важнейшей базой для развития ребенка. Ведь выполняя их, ребенок откликается на определенный ритм, темп, мелодию, включая в работу оба полушария головного мозга.

Для музыкального движения на занятии очень важен выбор репертуара. Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Поэтому нужно быть очень осторожными с использованием классических шедевров. «Осенняя песня» П. И. Чайковского – это бесконечная тоска и безысходность взрослого человека. Тело ребенка в момент звучания этой музыки не сможет откликнуться, он не понимает, не чувствует. Хотя эта музыка и включена в дошкольную программу по музыкальному воспитанию, она не для детей. Можно двигаться под музыку Шумана «Поры», но ведь эта пьеса о первой юношеской любви, ее порывах, отчаянье и поэтому тело пятилетнего ребенка не способно откликнуться на такие чувства. А значит, эта музыка пройдет мимо его души, его сознания. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям.

Задача педагогов состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки. Таким образом, дети учатся творческому подходу к решению задач, причем любых, не только музыкальных. Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни.

Основная направленность работы педагога — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

Работа по развитию музыкально-ритмических движений у детей в нашем дошкольном образовательном учреждении строиться по нескольким направлениям :

1. Развитие музыкальности:

• •развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

• •развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма;

• •развитие музыкального кругозора;

• •развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

• •развитие ловкости, точности, координации движений;

• •развитие гибкости и пластичности;

• •воспитание выносливости, развитие силы;

• •формирование правильной осанки, красивой походки;

• •развитие умения ориентироваться в пространстве;

• •обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

• •развитие творческого воображения и фантазии;

• •развитие способности к импровизации в движении.

4. Развитие и тренировка психических процессов:

• •развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

• •тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

5 .Развитие нравственно-коммуникативных качеств личноти:

• •воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

• •воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

6. Эффективность реализации системы работы подтвердилась проведенной педагогической диагностикой, направленной:

• •на выявление начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы;

• •на проектирование индивидуальной работы;

• •на оценку эффекта педагогического воздействия.

Публикации по теме:

Развитие у детей интереса к музыке посредством музыкально-ритмических движений в контексте программы «От рождения до школы» Грицких Елена Александровна Развитие у детей интереса к музыке посредством музыкально-ритми-ческих движений в контексте программы «От рождения.

Влияние музыкально-ритмических движений на здоровье детей дошкольного возраста «Влияние музыкально – ритмических движений на здоровье детей дошкольного возраста» В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности.

Конспект занятия «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений»Конспект занятия «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений» Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста» Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста" Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно.

Консультация Значение музыкально-ритмических движений в развитии произвольного поведения детей среднего дошкольного возраста Дошкольное детства значимо как период, определяющий весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данном периоде.

Мастер-класс на тему «Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 г. Пугачева Саратовской области» Конспект для проведения мастер.

Комплекс музыкально-ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка «Комплекс музыкально-ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста. Разработала музыкальный руководитель.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста» Семья в нашем обществе – первичный коллектив, в котором все ее члены, в том числе и дети, живут по законам коллектива. Воспитание детей,.

Консультация «Роль сказки в воспитании доброты детей дошкольного возраста» Роль сказки в воспитании доброты детей дошкольного возраста Нугуманова Г. Н., воспитатель ГДО,Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое.

Советы родителям по развитию музыкально ритмических движений МУЗЫКАЛЬНО- РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ДЕТИ 3-4 ЛЕТ Умеют двигаться в соответствии с контрастным характером музыки (громко-тихо, весело-грустно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Роль музыкально-ритмических движений в воспитании детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 сентября 2019 в 10:50
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Роль музыкально-ритмических движений в воспитании детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Александровна Волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД