Маликова Наталья
Семинар «Творчество и креативность в работе педагога»
Теоретическая часть.
Эти два понятия близки, но все же отличаются. Творчество – это процесс деятельности, в результате которого создаются принципиально новые материальные или духовные ценности. Креативность - это способность человека принимать творческие решения, создавать новые идеи, нестандартно решать любые стоящие перед ним задачи.
Какое понятие будет шире? Если педагог придумал новую дидактическую игру это творчество или креативность? Если педагог придумал как новый способ успокоить плачущего ребенка это творчество или креативность?
Для чего же нам все, а педагогам особенно, нужно иметь творческое мышление. Как думаете?
Публикация «Семинар „Творчество и креативность в работе педагога“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Человек с развитым творческим мышлением имеет преимущества в быстроменяющемся мире. Сейчас скорость обновления информации самая высокая за всю историю человечества.
Человек с творческим мышлением быстрее приспосабливается, т. к. владеет разными механизмами адаптации к новым условиям. Легко меняется внутри своей профессии, подстраиваясь под новые требования. Легко получает новые навыки.
Что касается детей. Сензитивный период для творчества – 3-7 лет. Пик – 5-6. Младше – еще не наработан опыт, не набрано образов, не слушаются пальчики, нет развитой речи. Творчество только набирает обороты. Старше – начинается школа, в которой упор делается на логическое мышление и творчество отходит на второй план. Остается только у тех, у кого развито правое полушарие, либо кто посещает творческие кружки.
Что способствует развитию творчества и креативности в дошкольном возрасте:
- творческая среда, материалы
-образцы творчества перед глазами
- отсутствие жестких условий
- несколько вариантов решения задач!
- поддержка любознательности, желания задавать вопросы!
Препятствует развитию креативности:
- дети не высказывают оригинальных идей там, где боятся что их будут критиковать и высмеивать
- там, где требуется быстрота реакции, а для творчества нужно время и размышление
Условия для формирования:
- обогащенная среда, в которой есть и примеры творчества других людей и материалы для создания
- отсутствие жестких требований со стороны взрослого
- поощрение желания творить и поощрение продуктов творчества
Что такое обогащенная образовательная среда:
- обилие и разнообразие информации, поступающей с разных рецепторов – основа для развития образного мышления.
Для зрительного и слухового мы используем. Но есть другие – тактильный, вкусовой, обонятельный. Это сложно организовать, но надо стараться. Нужны всякие тактильные штучки, нюхать, трогать, разные фактуры и материалы. Создаем условия для накопления сенсорных ощущений.
- Игрушки желательно многофункциональные, которые можно использовать в разных играх (простая машина м. б. и пожарной и скорой, а скорая может быть только скорой)
- Совмещать непривычные материалы (лего+шишки)
- Поощрять в детях использование предметов-заместителей. Это относится к теме игры, но и к творчеству это имеет непосредственное отношение. Предметы-заместители – это основа для абстрактного мышления.
- Еще один момент в творческом самовыражении. Некоторые дети очень боятся ошибаться. Они боятся сделать что-то не так, что их заругают, что они испортят картинку. Бывает, взрослые преувеличивают силу ошибки и тем самым пугают детей. Сами не замечаем, как отбиваем охоту. Поэтому будем тактичны, не допускаем подобных высказываний.
Практическая часть.
Упражнение 1
Как развивать креативность? Самый простой вариант для взрослого, не требующий времени и вложений: взять любую проблемную ситуацию – накидать много вариантов решения. Метод мозгового штурма.
Накидать как можно больше вариантов решения такой ситуации: села зарядка на телефоне.
Упражнение 2 – простое, не требующее подготовки. Как можно использовать: берем любой простой предмет. Например: тарелка.
Упражнение 3 – придумать предложение, в котором будет 3 слова и начинаться они будут с букв К, О и Т
Упражнение 4 Ассоциации – с чем у вас ассоциируется яблоко (по форме, по цвету, по вкусу, по звуку, по движению)
Спасибо за внимание!