Получи документы

Семинар-тренинг «Развитие индивидуальных способностей детей в процессе продуктивной деятельности»

Катерина Фокина
Семинар-тренинг «Развитие индивидуальных способностей детей в процессе продуктивной деятельности»

Семинар-тренинг «Развитие индивидуальных способностей детей в процессе продуктивной деятельности»

Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и

приемах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников.

Задачи: повышение компетентности педагогов в вопросах развития творчества детей;

Публикация «Семинар-тренинг „Развитие индивидуальных способностей детей в процессе продуктивной деятельности“» размещена в разделах

оказание помощи в раскрытии творческого потенциала педагогов; мотивирование

педагогов на творческую деятельность; формирование чувства причастности к

коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений.

План семинара-тренинга :

1. Теоретическая часть.

1.1. Выступление для педагогов: «Формирование художественно-творческих

способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности».

2. Практическая часть: «Использование элементов ТРИЗ технологии и арттерапии

для развития творческий способностей детей».

2.1. Упражнение «Дорисовка».

2.2. Дидактическая игра «Волшебная клякса».

2.3. Задание «Нарисуй музыку».

2.4. Упражнение «Волшебный лес».

3. Итоговая часть. Рефлексия.

Ход семинара-тренинга :

1.1. Теоретическая часть.

Воспитатель: Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности. Сегодня много говориться о творческом развитии личности как о требовании времени. С развитием творческого потенциала личности связывают экономический рост государства, развитие всех отраслей народного хозяйства и как следствие благосостояние народа. Не надо забывать и о том, что повышается автоматизация и роботизация производства, т. е. уменьшается доля труда, требующая человеческих ресурсов для выполнения однотипных операций.

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

Зачем нужно развивать творческие способности?

Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной

деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой личностью. Ничем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая интуиция – все эти факторы являются необходимым условием творчества, которое потом преобразовывается в различные открытия и изобретения. Поэтому, если мы хотим видеть ребёнка творческой личностью, то должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.

Дошкольное детство одна из первоначальных ступеней развития творческого потенциала личности. Дошкольник – открыт миру, доверчив, эмоционален, стремиться быть самостоятельным (желание быть похожим на взрослых, склонен к подражанию, стремиться познать окружающий мир. Кроме всего прочего дошкольное детство – сенситивный период развития воображения.

В продуктивных видах деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала дошкольников.

Прежде чем мы начнём совместное обсуждение хотелось бы привести слова профессора, доктора философии Бориса Астафьева: «Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий действиям других».

Прежде чем перейти к обсуждению, хотелось бы уточнить те понятия, о которых сегодняпойдёт речь.

Художественное творчество

Способности

Продуктивные виды деятельности

Как вы думаете изобразительное искусство и художественное творчество – это одно и тоже? Какое понятие шире?

Художественное творчество – это деятельность, связанная с эстетическим познанием и преобразованием окружающего мира по законам гармонии.

Изобразительное искусство – это вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира.

Давайте уточним, что такое способности?

Способности – это индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают

сравнительную лёгкость и высокое качество овладения определённой деятельностью.

Врождённые ли это качества? Это не врождённые качества они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. То есть говорить о том, что я не умею рисовать и при этом не рисовать это не верно. Способности развиваются только в процессе конкретной деятельности.

И ещё одно понятие, которое надо конкретизировать – это продуктивные виды деятельности. Что такое продуктивная деятельность детей?

Продуктивная деятельность детей - в дошкольном образовании – деятельность детей под руководством взрослого (чем старше ребёнок, тем он самостоятельнее, в результате которой появляется определенный продукт.

Что же такое детское творчество?

Детское творчество - процесс создания субъективно нового для ребенка продукта, в который он вложил свои знания, эмоциональное отношение к изображаемому, применив (усвоенные им на занятиях под руководством педагога или найденные самостоятельно) изобразительно-выразительные средства.

Глядя на определение детского творчества постараемся выделить основные условия его присутствия:

Запас знаний,

Эмоциональное отношение к изображаемому,

Усвоенные или самостоятельно найденные изобразительно-выразительные средства;

На каждом остановимся поподробнее.

Для изобразительной деятельности необходимо развивать :

Эстетическое восприятие, учить их видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, т. е. обогащение сенсорного опыта. Тогда накапливаемые образы создадут тот сенсорный опыт, который развиваясь, вступает во взаимодействие с вновь воспринимаемым;

Образное мышление. Известно, что наглядно-образное мышление опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи. Переход на новую стадию развития мышления отнюдь не означает, что мышление полностью трансформируется. Сохраняясь и развиваясь, оно составляет основу формирования многих видов деятельности. Более того, как считают специалисты, с помощью образного мышления успешно осваиваются уже в зрелом возрасте такие

Воображение. Без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность. Воображение педагог развивает средствами самой деятельности, соответственно придумывая темы рисунков, лепки, аппликации. Эмоциональное отношение к объектам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности – это важнейший фактор формирования у детей художественно – творческих способностей и эстетического воспитания вообще.

Владение способами деятельности. Только овладев способами деятельности, ребёнок чувствует себя свободно и независимо в творческих проявлениях. Разумеется, способы деятельности специфичны для каждого вида деятельности, и овладение ими в одном виде деятельности не переносится на другие.

Все выделенные психические процессы – восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к художественной деятельности – составляют базу каждого вида художественной деятельности. Развитие их у детей в одной какой-либо деятельности положительно сказывается на овладении другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Видимо, этим объясняется феномен, неоднократно подтверждё нный жизнью: художественно-творческие способности проявляются в комплексе. Человек, пишущий стихи и рассказы, порой прекрасно рисует, музицирует. Доказательство тому – творчество А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.

Раскроем современные подходы к организации продуктивных видов деятельности.

Во-первых, это образовательная деятельность строится на принципах интеграции и комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса. Принцип интеграции предполагает объединение нескольких образовательных областей для решения поставленных задач.

Например, тема занятия «Лес, точно терем расписной» объединяет образовательные области: речевое развитие (прочтение и обсуждение стихотворения с опорой на наглядность, познавательное развитие (закрепляем характерные особенности золотой осени, изобразительная деятельность.

Комплексно – тематический принцип построения воспитательно-образовательного процесса способствует накоплению сенсорного, эмоционального опыта. Позволяет ребёнку прочувствовать тему, с разных сторон, через разные виды деятельности.

Во-вторых, педагогическое взаимодействие, является важнейшим условием проявления творческих предпосылок. Создание творческой атмосферы, доброжелательность, психологический комфорт. Всё это способствует проявлению самостоятельности и инициативности на занятиях. Исключить из занятия пошаговое повторение изображения за воспитателем.

В-третьих, большая роль отводится эстетизации окружающей среды. Создать условия для самостоятельного и совместного изучения объектов природы, искусства; для самостоятельной изобразительной деятельности.

В-четвёртых, освоение нетрадиционных техник изображения. Плюс данных технологий, заключается в том, что взрослый даёт только технику выполнения работы. Всё остальное ребёнок додумывает сам.

В-пятых, педагог сам должен быть увлечённым человеком, творческой личностью.

Взаимодействие с родителями. Очень важное условие.

Для привлечения родителей к развитию художественно-творческих способностей можно использовать такие формы работы как организация родительских собраний, мастер классы для родителей и детей, может быть даже организованные родителями, привлечение родителей к участию в выставках, конкурсах, к оформлению территории детского сада.

Как, по - вашему, мнению, все ли подходы нами раскрыты. Что бы вы ещё добавили к уже сказанному? (если есть желающие выступить выслушать)

2. Практическая часть:

«Использование элементов ТРИЗ технологии для развития творческих способностей детей».

2.1. Упражнение «Дорисовка».

Участникам семинара предлагаются карточки с хаотично расставленными точками, необходимо увидеть какой-либо образ и дорисовать его.

Цель: Упражнение помогает детям развивать воображение, ориентироваться на плоскости, учиться видеть образ и дорисовывать его. Развивает творческие способности детей.

2.2. Дидактическая игра «Волшебная клякса».

Участникам предлагается карточки с нарисованными на них кляксами различных форм, размеров и цветов. Необходимо «превратить обычную кляксу в фантастическое, сказочное существо и рассказать о нё м по плану: Как меня зовут, какой я, где я живу, что я умею делать.

Цель: Игра помогает дошкольникам раскрепоститься, развивает воображение и творческое мышление, связную речь, умение соединять различные свойства и качества предметов.

2.3. Задание «Нарисуй музыку».

Трём участникам предлагается прослушать музыкальное произведение и нарисовать его. Остальные участники должны определить, какое произведение нарисовал каждый из участников, объяснить почему они так думают.

Цель: Такие задания помогают ребёнку передать на бумаге состояние своего внутреннего мира, развивать творческие способности, более глубокое восприятие музыки и изобразительной деятельности.

2.4. Упражнение «Волшебный лес».

Участникам предлагается представить, что они являются частью волшебного леса, кем они будут. (деревья, цветы, животные и т. д.) Представить, какие они и нарисовать себя в любом месте большого ватмана. Рассказать о себе. Все вместе они нарисуют волшебный лес.

Цель: Этот приём позволяет ребёнку лучше прочувствовать состояние каких-то живых объектов, что в свою очередь влияет на качество передачи образов при рисовании. В таких рисунках часто можно увидеть индивидуальные черты характера ребёнка.

3. Итоговая часть. Рефлексия.

Методика «Неоконченное предложение».

Сегодняшний семинар помог мне убедиться …

Выполнять задание мне помогало…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар…

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом»Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом» Летом, дети любого возраста с удовольствием играют с природным материалом. Шишки, камешки, плоды и семена, веточки деревьев – это одни.

Использование сенсорной игрушки-антистресс Pop it «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗИспользование сенсорной игрушки-антистресс Pop it «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗ Использование сенсорной игрушки «Радуга» в развитии индивидуальных способностей детей с ОВЗДети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре,.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструированияРазвитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования Попова Валентина Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования С детства важно развивать у детей.

Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности.Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности. .

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-тренинг «Развитие индивидуальных способностей детей в процессе продуктивной деятельности»
Опубликовано: 21 января 2022 в 09:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-тренинг «Развитие индивидуальных способностей детей в процессе продуктивной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Катерина Фокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД