Катерина Фокина
Семинар-тренинг «Развитие индивидуальных способностей детей в процессе продуктивной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-тренинг «Развитие индивидуальных способностей детей в процессе продуктивной деятельности»
Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и
приемах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников.
Задачи: повышение компетентности педагогов в вопросах развития творчества детей;
оказание помощи в раскрытии творческого потенциала педагогов; мотивирование
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
педагогов на творческую деятельность; формирование чувства причастности к
коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений.
План семинара-тренинга :
1. Теоретическая часть.
1.1. Выступление для педагогов: «Формирование художественно-творческих
способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности».
2. Практическая часть: «Использование элементов ТРИЗ технологии и арттерапии
для развития творческий способностей детей».
2.1. Упражнение «Дорисовка».
2.2. Дидактическая игра «Волшебная клякса».
2.3. Задание «Нарисуй музыку».
2.4. Упражнение «Волшебный лес».
3. Итоговая часть. Рефлексия.
Ход семинара-тренинга :
1.1. Теоретическая часть.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности. Сегодня много говориться о творческом развитии личности как о требовании времени. С развитием творческого потенциала личности связывают экономический рост государства, развитие всех отраслей народного хозяйства и как следствие благосостояние народа. Не надо забывать и о том, что повышается автоматизация и роботизация производства, т. е. уменьшается доля труда, требующая человеческих ресурсов для выполнения однотипных операций.
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.
Зачем нужно развивать творческие способности?
Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной
деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.
Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой личностью. Ничем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая интуиция – все эти факторы являются необходимым условием творчества, которое потом преобразовывается в различные открытия и изобретения. Поэтому, если мы хотим видеть ребёнка творческой личностью, то должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.
Дошкольное детство одна из первоначальных ступеней развития творческого потенциала личности. Дошкольник – открыт миру, доверчив, эмоционален, стремиться быть самостоятельным (желание быть похожим на взрослых, склонен к подражанию, стремиться познать окружающий мир. Кроме всего прочего дошкольное детство – сенситивный период развития воображения.
В продуктивных видах деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала дошкольников.
Прежде чем мы начнём совместное обсуждение хотелось бы привести слова профессора, доктора философии Бориса Астафьева: «Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий действиям других».
Прежде чем перейти к обсуждению, хотелось бы уточнить те понятия, о которых сегодняпойдёт речь.
Художественное творчество
Способности
Продуктивные виды деятельности
Как вы думаете изобразительное искусство и художественное творчество – это одно и тоже? Какое понятие шире?
Художественное творчество – это деятельность, связанная с эстетическим познанием и преобразованием окружающего мира по законам гармонии.
Изобразительное искусство – это вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира.
Давайте уточним, что такое способности?
Способности – это индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают
сравнительную лёгкость и высокое качество овладения определённой деятельностью.
Врождённые ли это качества? Это не врождённые качества они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. То есть говорить о том, что я не умею рисовать и при этом не рисовать это не верно. Способности развиваются только в процессе конкретной деятельности.
И ещё одно понятие, которое надо конкретизировать – это продуктивные виды деятельности. Что такое продуктивная деятельность детей?
Продуктивная деятельность детей - в дошкольном образовании – деятельность детей под руководством взрослого (чем старше ребёнок, тем он самостоятельнее, в результате которой появляется определенный продукт.
Что же такое детское творчество?
Детское творчество - процесс создания субъективно нового для ребенка продукта, в который он вложил свои знания, эмоциональное отношение к изображаемому, применив (усвоенные им на занятиях под руководством педагога или найденные самостоятельно) изобразительно-выразительные средства.
Глядя на определение детского творчества постараемся выделить основные условия его присутствия:
Запас знаний,
Эмоциональное отношение к изображаемому,
Усвоенные или самостоятельно найденные изобразительно-выразительные средства;
На каждом остановимся поподробнее.
Для изобразительной деятельности необходимо развивать :
Эстетическое восприятие, учить их видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, т. е. обогащение сенсорного опыта. Тогда накапливаемые образы создадут тот сенсорный опыт, который развиваясь, вступает во взаимодействие с вновь воспринимаемым;
Образное мышление. Известно, что наглядно-образное мышление опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи. Переход на новую стадию развития мышления отнюдь не означает, что мышление полностью трансформируется. Сохраняясь и развиваясь, оно составляет основу формирования многих видов деятельности. Более того, как считают специалисты, с помощью образного мышления успешно осваиваются уже в зрелом возрасте такие
Воображение. Без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность. Воображение педагог развивает средствами самой деятельности, соответственно придумывая темы рисунков, лепки, аппликации. Эмоциональное отношение к объектам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности – это важнейший фактор формирования у детей художественно – творческих способностей и эстетического воспитания вообще.
Владение способами деятельности. Только овладев способами деятельности, ребёнок чувствует себя свободно и независимо в творческих проявлениях. Разумеется, способы деятельности специфичны для каждого вида деятельности, и овладение ими в одном виде деятельности не переносится на другие.
Все выделенные психические процессы – восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к художественной деятельности – составляют базу каждого вида художественной деятельности. Развитие их у детей в одной какой-либо деятельности положительно сказывается на овладении другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Видимо, этим объясняется феномен, неоднократно подтверждё нный жизнью: художественно-творческие способности проявляются в комплексе. Человек, пишущий стихи и рассказы, порой прекрасно рисует, музицирует. Доказательство тому – творчество А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.
Раскроем современные подходы к организации продуктивных видов деятельности.
Во-первых, это образовательная деятельность строится на принципах интеграции и комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса. Принцип интеграции предполагает объединение нескольких образовательных областей для решения поставленных задач.
Например, тема занятия «Лес, точно терем расписной» объединяет образовательные области: речевое развитие (прочтение и обсуждение стихотворения с опорой на наглядность, познавательное развитие (закрепляем характерные особенности золотой осени, изобразительная деятельность.
Комплексно – тематический принцип построения воспитательно-образовательного процесса способствует накоплению сенсорного, эмоционального опыта. Позволяет ребёнку прочувствовать тему, с разных сторон, через разные виды деятельности.
Во-вторых, педагогическое взаимодействие, является важнейшим условием проявления творческих предпосылок. Создание творческой атмосферы, доброжелательность, психологический комфорт. Всё это способствует проявлению самостоятельности и инициативности на занятиях. Исключить из занятия пошаговое повторение изображения за воспитателем.
В-третьих, большая роль отводится эстетизации окружающей среды. Создать условия для самостоятельного и совместного изучения объектов природы, искусства; для самостоятельной изобразительной деятельности.
В-четвёртых, освоение нетрадиционных техник изображения. Плюс данных технологий, заключается в том, что взрослый даёт только технику выполнения работы. Всё остальное ребёнок додумывает сам.
В-пятых, педагог сам должен быть увлечённым человеком, творческой личностью.
Взаимодействие с родителями. Очень важное условие.
Для привлечения родителей к развитию художественно-творческих способностей можно использовать такие формы работы как организация родительских собраний, мастер классы для родителей и детей, может быть даже организованные родителями, привлечение родителей к участию в выставках, конкурсах, к оформлению территории детского сада.
Как, по - вашему, мнению, все ли подходы нами раскрыты. Что бы вы ещё добавили к уже сказанному? (если есть желающие выступить выслушать)
2. Практическая часть:
«Использование элементов ТРИЗ технологии для развития творческих способностей детей».
2.1. Упражнение «Дорисовка».
Участникам семинара предлагаются карточки с хаотично расставленными точками, необходимо увидеть какой-либо образ и дорисовать его.
Цель: Упражнение помогает детям развивать воображение, ориентироваться на плоскости, учиться видеть образ и дорисовывать его. Развивает творческие способности детей.
2.2. Дидактическая игра «Волшебная клякса».
Участникам предлагается карточки с нарисованными на них кляксами различных форм, размеров и цветов. Необходимо «превратить обычную кляксу в фантастическое, сказочное существо и рассказать о нё м по плану: Как меня зовут, какой я, где я живу, что я умею делать.
Цель: Игра помогает дошкольникам раскрепоститься, развивает воображение и творческое мышление, связную речь, умение соединять различные свойства и качества предметов.
2.3. Задание «Нарисуй музыку».
Трём участникам предлагается прослушать музыкальное произведение и нарисовать его. Остальные участники должны определить, какое произведение нарисовал каждый из участников, объяснить почему они так думают.
Цель: Такие задания помогают ребёнку передать на бумаге состояние своего внутреннего мира, развивать творческие способности, более глубокое восприятие музыки и изобразительной деятельности.
2.4. Упражнение «Волшебный лес».
Участникам предлагается представить, что они являются частью волшебного леса, кем они будут. (деревья, цветы, животные и т. д.) Представить, какие они и нарисовать себя в любом месте большого ватмана. Рассказать о себе. Все вместе они нарисуют волшебный лес.
Цель: Этот приём позволяет ребёнку лучше прочувствовать состояние каких-то живых объектов, что в свою очередь влияет на качество передачи образов при рисовании. В таких рисунках часто можно увидеть индивидуальные черты характера ребёнка.
3. Итоговая часть. Рефлексия.
Методика «Неоконченное предложение».
Сегодняшний семинар помог мне убедиться …
Выполнять задание мне помогало…
В ходе семинара мне было…
Я оцениваю семинар…
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!